Над Македонией навис карающий албанский меч

Очередной «горячей точкой» мира может стать бывшая югославская республика Македония. Не исключено, что эта балканская страна скоро может стать очередной ареной славяно-албанского противостояния. Или, что наиболее вероятно, очередным рубежом славянской обороны от безудержной албанской агрессии.

Как пишет под рубрикой «Балканы» сетевое издание Правда.Ру, в середине февраля в столице Македонии Скопье произошла массовая драка между македонцами и албанцами. Причем, причина побоища на бытовую не тянет ни при каких обстоятельствах. Албанцам не понравилось, что в центре Скопье появится музей, здание которого своими очертаниями напоминает православный храм. Итог «культурологического спора»: восемь человек, включая полицейских, получили ранения различной степени тяжести.

Обратив внимание на всплеск активности в социальных сетях, руководство МВД Македонии даже обратилось в администрации Facebook с просьбой закрыть профили и страницы групп, которые призывают к национальной розни внутри страны. Впрочем, как все понимают, эта мера вряд ли сможет кого-либо остановить: и профили могут быть вполне невинными, и группы в социальных сетях – вполне нейтральными. На первый взгляд. Все это говорит лишь о том, что полиция республики пытается сделать хоть что-то, понимая, что этого явно недостаточно…

Республика Македония отделилась от союзной республики Югославии вполне мирно, что, однако, не избавило ее от традиционного балканского противостояния, этнического и религиозного. Дело в том, что на момент отделения в двухмиллионной стране примерно четверть составляли этнические албанцы. Несмотря на относительный мир в республике албанская диаспора восприняла ее суверенитет с известными оговорками. Главный камень преткновения – унитарный статус Македонии. Кровавые конфликты на территории бывшей Югославии и, особенно, в сербском крае Косово резко увеличили поток албанцев-беженцев в Македонию, тем самым, заметно увеличив процент албанского населения в стране.

Из истории конфликтов с участием албанцев известно, что увеличение их численности ни к чему хорошему не приводит. Февраль 2001 года – местная «армия национального освобождения» начала войну с македонской армией и полицией. Противодействие шло настолько жестко, что НАТО и Евросоюз и в Македонию ввели свои воинские контингенты. Однако Македония сумела не повторить Косово, стороны сели за стол переговоров и весьма худой мир был заключен.

Понятно, что только на время. Вскоре в районах, где албанское население составляет не менее 20%, албанский язык получил официальный статус. Лидеры албанских националистов вошли в правительство республики, в районах с албанским населением уже несколько лет вполне официально вывешиваются албанские флаги.

Результат: в республике и за ее пределами вполне серьезно идут разговоры о разделении Македонии: часть – к «албанскому» Косово или сразу – к «Великой Албании», часть – к Болгарии. Дело в том, что многие македонцы имеют болгарские паспорта… Обескровленная борьбой и внутренним предательством Сербия вмешаться в конфликт не может – ей бы самой не исчезнуть с карты мира. Единственная православная страна в регионе – Греция – тоже помогать не собирается, у Афин давний конфликт со Скопье из-за названия республики: греки не желают, чтобы республика называлась Македонией, поскольку у самой Греции есть такая же провинция. Это, в свою очередь, тормозит вступление Македонии в НАТО.

Однако даже вступление в НАТО вовсе не гарантирует Македонии территориальную целостность. Скорей даже наоборот: может исчезнуть последняя надежда – надежда на вооруженную борьбу или восстание, уж как там дело пойдет.