Лукашенко: тотальный дефицит здравого смысла

В последние дни А. Лукашенко ведет себя столь нервно, что впору сообщать о настроении первого лица государства в прогнозе погоды наряду со шквальным ветром, гололедом, туманом и выпадением месячной нормы осадков. Это объяснимо. События в республике и за ее пределами не настраивают на оптимистический лад. В стране ощущается рост цен и периодически возникают дефициты вполне обычных продуктов, включая молочных. Дифференциация товара по ценам и качеству на прилавках продовольственных магазинов выросло на порядок. Все более ощутим продовольственный импорт. В частности, давно никого не удивляет польская картошка…

Власти, по традиции, пытаются снять с себя ответственность за очередной «триумф» белорусской аграрной политики, уверяя, что дефициты порождает ажиотажный спрос, а «заоблачные» цены в России подхлестывают белорусские цены. В этой связи стоит напомнить заявление заместителя министра сельского хозяйства, госпожи Надежды Котковец (новой звезды Интернета) о цене картофеля в Москве – 2 доллара, т.е. минимум 58 рублей. Как житель Москве, заверяю вполне ответственно: есть такая картошка и даже дороже – до 70-80 рублей, но молодая (урожая 2011 г.) из Египта или с Кубы. Беларусь пока не Куба, хотя из-за изобилия казино и очень развитой сферы интим-услуг вполне приближается к временам диктатора Батисты. Возвращаясь к продуктам стоит отметить, что и свежая малина сейчас дорога как никогда, как и черешня. Прошлогодней российской картошки на рынках и в супермаркетах Москвы полно и она не дороже 35-40 рублей, что тоже, между прочим, недешево.

Так что заявления властей, что все, мол, некто вывозит продукты из Беларуси, как-то не впечатляют. Во-первых, все, что можно продать на российском рынке вывезло само белорусское государство по причине жуткого валютного голода. Во-вторых, белорусской продукции в России вообще-то немного. Осталась одна селедка. «Савушкин продукт» куда-то исчез. Встречается белорусский сыр, но только в одном сетевом магазине – «Седьмой континент». Между прочим, сыр хороший, зрелый. Но в целом, в России не ощущается поток белорусского продовольствия. Похоже, что и вывозить-то особо нечего…

Причина проста. Как и в стародавние времена, прошлогодний урожай в республике к масленице банально съели. Не было в 2010 году в Беларуси богатого урожая. Белорусские СМИ очень много рассказывали о неурожае в той же России и со вздохом объявляли о необходимости «помочь» соседям, а на самом деле просто скрывали собственный аграрный провал и массовые приписки. Уже к «Дожинкам» выяснилось, что даже гречки своей никогда не хватало, завозили из той же России.

В целом, республика буквально тонет в дефиците. Постоянно чего-то не хватает – валюты, дешевых нефти и газа (25 февраля А. Лукашенко отправил министра энергетики работать швейцаром в Газпром: «Министру энергетики Александру Озерцу у меня есть пожелание — не прячьтесь за спиной Семашко. Поезжайте в Минэнерго России, «Газпром» и договаривайтесь: на политическом уровне все вопросы решены, основные положения подписаны»), гречки, легитимности «четвертого срока» и т.д. Как с этим справиться, по-моему, не знает никто, так как меры, предлагаемые А. Лукашенко 25 февраля на совещании с новым составом министров, мы слышим уже минимум лет десять: снизить дефицит бюджета, модернизировать экономику, беречь валюту, дождаться российского кредита на Белорусскую АЭС, чуть не зубами вырвать инвестиции, кредиты и т.д. Это уже смахивает на какие-то камлания.

Насчет легитимности, то как показал отпуск главы белорусского государства в России, проблема видимо не будет решена, пока белорусские власти пытаются доказать всему миру, что разгромили 19 декабря 2010 г. «цветную революцию». Попытки белорусских СМИ играть на сравнениях – вот и там, мол, демонстрантов разгоняли, брандспойтами поливали, выглядят комично, так как основаны на принципе: «я яблоки в одиночку не воровал, все через забор лезли…». Поймали за руку ведь одного…

Проблема легитимности для официального Минска усугубилась тем, что в современных условиях, когда авторитарные режимы в Магрибе рушатся, словно по графику, каждые три недели, вступать в торг с А. Лукашенко по поводу освобождения политических узников бессмысленно и уж как-то совсем аморально. По этой причине Минск демонстративно «прессуют» как с Запада, так и с Востока, что вызывает крайнее беспокойство А. Лукашенко, заявившего 19 февраля: «Это урок для нас (революции на арабском востоке и реакция на них Запада). Никому нельзя верить, ни на кого нельзя полагаться».

С данным заявлением А. Лукашенко нельзя не согласиться, так как оно очень точно характеризует обстановку международной изоляции, в которую попал официальный Минск после декабрьских выборов. Есть только маленькое замечание: необходимо поменять полярность и тогда бы это заявление в устах А. Лукашенко прозвучало бы более адекватно сложившейся вокруг него политической ситуации: «никто мне не верит, никто на меня не полагается».

Безусловно, на фоне свергнутых дикторов Туниса, Египта и доживающего последние часы лидера Ливии, А. Лукашенко выглядит чуть цивилизованнее, так как разгонял 19 декабря оппозицию дубинками, а не ракетами и обстрелами с вертолетов, но еще не вечер…

Ливийская катастрофа.

Безусловно, ситуация в Ливии оказала на белорусские власти гнетущее впечатление. Стоит напомнить, что у Минска с Триполи имеются вполне глубокие и далеко не всегда открытые отношения, которые, после падения М. Каддафи, естественно станут широко известны мировой общественности. Ливия, как страна, богатая ресурсами и валютой, всегда привлекала внимание белорусского руководство, активно ищущего последние десять лет адекватную замену России в качестве безусловного финансово-ресурсного спонсора и донора.

Стоит, правда, отметить, что с Ливией не получилось то, что получилось с Венесуэлой. Иначе бы в Одессу приходили танкеры не с венесуэльской, а ливийской нефтью – ближе в 5 раз. Между прочим, качество ливийской нефти превосходное. Учитывая, что Ливия является солидным поставщиком природного газа на европейский рынок (Италия), вполне реальными могли быть и всевозможные схемы замещения поставок… В любом случае свержение Каддафи является ощутимой проблемой для А. Лукашенко, который мало того, что теряет вполне благосклонного к себе партнера, но и вновь ставит вопрос о судьбе авторитарных режимов в современном мире.

Революция, а если вернее, гражданская война в Ливии оказалась вне идеологии главы белорусского государства, который не раз заявлял, что основной причиной политической нестабильности на Ближнем Востоке является обыкновенный голод (нехватка продуктов питания, высокие цены на них). В общем, по мнению белорусского истэблишмента, все «беспорядки» от недоедания. Мол, государственная программа помощи селу — залог устойчивости власти и стабильности в стране. Взгляды, скажем прямо, какие-то средневековые. Но если использовать аргументы белорусского президента, то ближе всех, учитывая рост цен на продукты, к очередной революции оказывается сама Республика Беларусь, а не Ливия, где население явно не страдало от недостатка еды.

Стоит напомнить, что М. Каддафи за долгий срок своего президентства немало сделал для того, чтобы превратить Ливию в современное и вполне благополучное государство. Жизненный уровень населения был приемлемым. В свое время в Ливии даже бензин, не говоря уже о коммунальных услугах, для граждан республики был бесплатным.

В Ливию почти все продукты питания просто импортируются, благо денег всегда хватало, т.е. обходились без агрогородков и энергонасыщенных тракторов. Голодных никогда не было. Однако, это как-то не спасло правящий режим, по традиции, расправлявшийся со своими политическими противниками методами турецких янычаров. Наверное, твиттер виноват…

Автор этих строк, совсем недавно говоря о революции в Тунисе, не мог не затронуть ливийскую тему: «Нефти нет, газа нет, воды нет, воздуха… пока есть, но жаркого (в Тунисе). То есть, как и в Беларуси, импорт энергоносителей является критичным. Справедливости ради стоит отметить, что свою нефть добывают, но крайне мало. Как и в Беларуси. Завозят нефть и получают газ из Ливии и Алжира, т.е. в принципе от «братьев – арабов», по твердому мнению тунисцев – «заевшихся бездельников», которые живут только тем, что «качают день и ночь нефть». В общем, ливийцы — не чета тунисским арабам, «славящихся своим трудолюбием». Поэтому на автомашины с ливийскими номерами шипят, как на «тачки» «новых русских», приезжающих в маленький «чистый Тунис» «прожигать нефтедоллары». При этом в Тунисе – мусульманской стране, естественно, не забыли позаботиться, чтобы было, где и с кем эти «нефтедоллары» «бездельникам» из Ливии и Алжира быстренько «прожечь». (Заказная революция. 16.01.2011 http://www.politoboz.com/content/zakaznaya-revolyutsiya).

В общем, сейчас видимо пришло время и «бездельники» из Ливии, причем явно не голодные, приступили к «зачистке» собственного политического пространства, освобождаясь от «лидера революции» Муамара Каддафи, «революционизирующего» свою страну сорок два года подряд.

Между прочим, Каддафи в добротной сибирской ушанке (верх кожаный) на, вероятно, своем последнем митинге (26 февраля) произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность. Истеричный человек, потерявший рассудок от страха лишиться власти.

«Роммелизация» в разгаре

Современная Ливия представляет из себя странную и одновременно кровавую инсталляцию отступления африканского корпуса фельдмаршала Эрвина Роммеля в 1943 г. Киренаика уже освобождена, англичане (сейчас отряды повстанцев) берут столицу (Триполи) в кольцо блокады. Через несколько месяцев Э. Роммель улетел в Берлин, что не спасло его от смерти в 1944 г., а несколько десятков тысяч немцев и итальянцев, брошенные фюрером и дуче, сдадутся в плен союзникам у тунисского мыса Бун. Думается, что М. Каддафи лететь некуда и сдаваться он не будет. Слишком много на нем крови, слишком много знает. Лидер ливийской революции, как любой авторитарный глава государства, обречен.

Обреченный А. Лукашенко.

Время сжимается. Это одна из примет нашего времени. Прошлогодняя газета, найденная на дне ящика письменного стола, несмотря на то, что прошло всего несколько месяцев от комментируемых событий, читается, тем не менее, с усмешкой и сарказмом. Иногда это относится и к политическим деятелям.

В свете ливийских событий особенно ярко смотрится заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который 23 февраля обратился к М. Каддафи с призывом прекратить насилие: «Мир стоит на пороге больших изменений… народы нуждаются в связях с мировым сообществом и справедливом миропорядке, которые будут обеспечивать соблюдение прав и достоинство всех наций, смогут восполнить тот большой пробел между «властвующими» и «неимущими», а также развенчать злые намерения в отношении народов и наций, и прекратить их унижение и оскорбление. В некоторых местах случаются вещи, которые кроме как гнусными назвать нельзя, разве можно представить, что найдется человек, который будет бомбить и убивать свой же народ?».

Президент Ирана совершенно зря так удивляется. Люди, способные «бомбить и убивать свой же народ», никогда не переводились. Дело в том, что свое послание М. Ахмадинежад мог бы послать сразу в два адреса: М. Каддафи и А. Лукашенко.

Белорусский президент 22 февраля посетил вторую инженерную бригаду ВС РБ, где пообещал белорусским военнослужащим увлекательную практику в «наведении конституционного порядка» на улицах и площадях белорусских городов. Буквально А. Лукашенко заявил: «Если бы ситуация повернулась таким образом, что над страной нависла реальная угроза, я бы не остановился перед тем, чтобы использовать Вооруженные силы (имеются в виду события 19 декабря 2010 г.). Если бы под угрозой оказался десятимиллионный народ. Но, слава Богу, нам не пришлось задействовать армию».

Естественно, после столь откровенного заявления белорусского президента мгновенно появился водопад возмущенных комментариев. Белорусскому президенту напомнили, что привлечение армии к внутриполитическим разборкам является нарушением Конституции (А. Лукашенко, естественно, страшно боясь нарушать Конституцию, ее просто переписывает время от времени), аморально (!) и, как написал один оппозиционной публицист, лишает белорусского президента политического будущего (можно подумать, что это будущее у А. Лукашенко вообще есть).

Стоит отметить, что ажиотаж вокруг угроз белорусского президента применить вооруженные силы совершенно глупый и наивный, так как любой студент-политолог, разбирающийся в авторитаризме и тоталитаризме на уровне 3 курса, скажет, что режимы, подобные тому, что построил в Беларуси А. Лукашенко, без крови не уходят. Если кто-то из оппонентов режима считает, что власть испугается их резолюций, санкций Запада и даже отключения газа и нефти с Востока, то он ошибается. От голода и холода может погибнуть и разбежаться две трети республики, но это не убедит того же А. Лукашенко, что, во-первых, он непосредственно в этом виноват, так как белорусский президент никогда и нигде своей вины не признавал, не признает и не признает. У него всегда виноваты другие: Россия, Запад, оппозиция, тайные враги, бизнес, да и сам белорусский народ. Во-вторых, чем хуже народу, тем более себя востребованным считается А. Лукашенко.

Так что с полным основанием можно считать, что в минуту краха своей власти А. Лукашенко не дрогнувшей рукой направит на проспекты Минска танки и в духе оккупантов 40-х годов начнет бомбить или обрабатывать «Градами» пригороды белорусской столицы. Это надо воспринимать, как естественную реакцию диктатора. Более того, именно к таким событиям необходимо готовиться.

Между прочим, некоторые наивные публицисты заявляли, что «армия не пойдет против народа» и даже то, что «белорусы не будут стрелять в белорусов». Однако, можно напомнить, что в годы Второй мировой войны белорусы очень даже активно воевали против собственного народа в статусе оккупационной полиции. И таких было десятки тысяч. Опыт 19 декабря 2010 показал, что власти располагают 1,5 тысячами обученных карателей, который совершенно спокойно могут положить в могилу не одну сотню тысяч своих сограждан. И от властей им за это не ничего будет. Более того, их повысят в звании и даже наградят.

Не являются тайной и уже проводимые мероприятия по приданию армии полицейских функций. Проводится учеба, включающая в себя использование спецсредств. Тренируются в «охватах», «конвоировании» и т.д. В общем, вполне квалифицировано готовят оккупационные войска. Необходимо сказать и о децентрализованном размещении в столице и в областных центрах групп «диверсантов» или «городских партизан» по 10-15 человек, которые обучены боевым действиям в городских условиях. В случае чего, именно эти военнослужащие, одетые в гражданское, будут выявлять и «обезвреживать» «зачинщиков», стрелять в толпу с крыш домов и т.д. Повторяю, что это не МВД или КГБ, эти части принадлежат МО РБ…

22 февраля А. Лукашенко сказал лишь то, что уже сделано или активно делается. Он реально смотрит на проблему. Масштаб событий 19 декабря, когда в центре Минска оказалось более 60 тыс. протестующих, показал, что без помощи армии невозможно удержать ситуацию под контролем. Власти были вынуждены ждать, когда основная часть манифестантов покинет площадь и только потом приступили к разгону и арестам оставшихся.

Другой вопрос: поможет ли это режиму применение войск? Конечно, не поможет. Во-первых, Беларусь все-таки не Северная Африка и даже не Узбекистан с Таджикистаном. Развязать гражданскую войну здесь сложно – транзитная страна, легкодоступна, Европа и т.д. Республику немедленно блокируют со всеми последствиями. Во-вторых, устроить войну и начать по примеру Каддафи бомбежки городов не позволит Россия, которая сошлется на Союзный Договор и ОДКБ и, при полной поддержке Запада, немедленно остановит боевые действия. Вариант Киргизии, где была база США, в данном случае примером не будет. В Беларуси баз НАТО нет.

При любом сценарии развертывания гражданской войны А. Лукашенко останется один на один с населением. Дальше его судьбу можно не расписывать … Понятно, что попытка властей бросить армию против своих политических оппонентов мгновенно делегитимизирует президента страны и быстро завершится ликвидацией правящего режима. Но не это главное. С режимом и так все понятно. Стоит только перенести взор на южное побережье Средиземного моря…

В случае попытки развязать гражданскую войну в Беларуси произойдет то, что сейчас происходит на наших глазах в Ливии – тотальная «зачистка» прежнего политического класса и появление нового. Если белорусский президент возьмется за оружие, то этим он обречет свою номенклатуру и лояльную ему часть политического класса на ликвидацию, включая физическую. Никакого процесса перехода полномочий не будет. Прежний режим новыми властями будет объявлен фашистским, антинародным, а его лидеры будут подвергнуты судебному преследованию и суровому наказанию. Ничего нового в этом нет. Так было в современной истории далеко не первый раз.

Если белорусский президент 22 февраля считал, что испугает своих оппонентов перспективой использования армии, то, скорее всего, он пугал самого себя, что отражает главный для политической жизни республики дефицит — отсутствие у властей масштабного стратегического мышления и политической воли на фоне изобилия страха, паники и ощущения безнадежности.