Братья-мусульмане и исламская модель Турции

После отставки президента Хосни Мубарака стал широко обсуждаться вопрос о том, что власть в Египте может перейти в руки исламистов и там может быть установлена шариатская республика.

Организация «Братья-мусульмане», деятельность которой на протяжении более чем 50 лет была под запретом в Египте, на фоне столкновений между полицией и народом заявила, что не претендует на власть. Однако спустя неделю после отставки Хосни Мубарака на своем интернет-портале организация заявила, что намерена пройти регистрацию под новым названием.

В своем заявлении в понедельник глава организации «Братья-мусульмане» Мухаммед Бадии, сказав, что вновь создаваемая политическая партия станет Партией свободы и справедливости, в то же время отметил, что главной целью станет удовлетворение требований народа.

Глава организации сказал, что вне зависимости от своей национальной и религиозной принадлежности любой египтянин может стать членом партии, необходимо лишь, чтобы он подчинялся уставу.

Если обратить внимание на исторический путь, пройденный «Братьями-мусульманами» со дня их создания, т.е. с 1930 г. по настоящее время, то очевидно, что несмотря на их организованность и дисциплинированность, они так и не овладели системой управления.

Естественно, тому есть свои причины, одной из которых является отсутствие в Египте благодатной почвы для функционирования организации в качестве партии.

Несомненно, отставка Хосни Мубарака приведет к коренным изменениям в политической жизни как самого Египта, так и все соседних арабских стран без исключения.

После отставки Хосни Мубарака, по сравнению с другими партиями и организациями, больше всех внутриорганизационные изменения осуществлят именно исламисты.

Тот факт, что новая партия «Братьев-мусульман» приступает к своей деятельности в качестве партии, является первым шагом на пути к изменениям.

Естественно, неправильно заранее говорить о том, насколько повлияет партия на внутреннюю и внешнюю политику страны и попытается ли вообще Партия свободы и справедливости установить исламскую республику.

Если внимательно отслеживать события, то очевидна маловероятность того, что к власти в Египте могут прийти исламисты и управлять страной на основе шариатских законов.

Хотя и существует предположение относительно прихода к власти исламистов, но даже в этом случае будет совершенно бессмысленно управлять страной на основе шариатских законов.

Ведь, в соответствии со вторым пунктом конституции Египта, официальной религией государства является ислам, а в основе законодательства лежит шариат.

Но при Мубараке исламский шариат в законодательстве страны широко не применялся. И вряд ли он будет широко применяться даже в случае возможного прихода к власти исламистов, ведь сейчас у египтян иные приоритеты – они нуждаются в значительной повышении уровня своей жизни.

Однако, крупнейшая и сильнейшая оппозиция, учитывая реалии, будет использовать исламский фактор для того, чтобы оставаться на повестке дня в стране.

А для того, чтобы оставаться на повестке дня египтян, требующих обновлений и реформ, самым оптимальным вариантом является применение «Братьями-мусульманами» в Египте модели, близкой к турецкой исламской модели.

Естественно, полное применение в Египте турецкой исламской модели в лице правящей Партии справедливости и развития (ПСР) невозможно. Именно по этой причине «Братья-мусульмане» уподобят вновь учрежденную ими политическую партию турецкой исламской модели, изменившей лицо Ближнего Востока.

Применение в Египте, являющемся одной из самых сильных стран арабского мира, модели, схожей с исламской моделью Турции, в интересах и самой Анкары. Применение турецкой модели ислама в Египте в лице «Братьев-мусульман» усилит влияние Анкары в регионе.