Нефть потечет в Беларусь и с севера, и с юга?

В середине июля в порт Одессы прибыл уже четвертый танкер с венесуэльской нефтью для Беларуси. Минск продолжает поиски маршрутов доставки сырья на свои нефтеперерабатывающие заводы через территории соседних стран.

Украинские эксперты считают достаточно перспективным для Киева сотрудничество с Минском в сфере транзита венесуэльской нефти. По их мнению, его развитию, в частности, использованию нефтепровода Одесса — Броды, мешает нежелание новых украинских властей портить отношения с Москвой.

Цистерны против нефтепровода

В середине июля четвертый танкер, заполненный венесуэльской нефтью марки «Санта-Барбара», которая добывается белорусско-венесуэльским СП Petrolera BeloVenesolana, прибудет в одесский порт. Оттуда она по железной дороге через украинскую территорию будет доставлена в Беларусь.

Более экономичным, надежным и выгодным для Минска и Киева эксперты считают транспортировку нефти из Одессы в Мозырь через нефтепровод Одесса — Броды и одну из «ниток» нефтепровода «Дружба». Весной посол Украины в Беларуси Игорь Лиховой заявил, что Беларуси предложено использовать нефтепровод Одесса — Броды, который «не нуждается ни в каких технических изменениях и денежной подпитке». Нужно лишь получить гарантию поставок нефти из Венесуэлы.

Однако, воплощение в жизнь этой идеи затянулось. Соглашение «О мерах по развитию сотрудничества относительно транспортировки нефти по территории Украины в Беларусь» было подписано на уровне вице-премьеров двух стран лишь 12 июля. Его текст остается в тайне. Один из подписантов документа, вице-премьер Украины Андрей Клюев сообщил лишь, что были «проработаны все вопросы, которые зафиксированы в плане двустороннего сотрудничества», а также «обсуждено выполнение договоренностей, достигнутых во время последних встреч президентов Украины и Беларуси «.

Промосковский синдром

Надежды на развитие сотрудничества придает сообщение о намерении сторон вернуться к доработке документа в сентябре. Тем не менее, отношение к нему большинства независимых экспертов становится все более скептическим. По мнению директора энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара, «это совершенный нонсенс, поскольку межгосударственное соглашение не может быть закрытым».

Эксперт с юмором отнесся к ссылкам правительственных чиновников на секретность. Он сказал, что задача правительств – согласовать рамочный документ. А все пункты, относящиеся к области коммерческой и другой тайны, должны содержаться в договорах хозяйствующих субъектов, которые эти рамочные соглашения выполняют.

Тот факт, что содержание договоренностей скрывается, как считает Гончар, свидетельствует о том, что «документ мало чем отличается от нуля». Гончар полагает, что Украина, судя по всему, так и не отважилась на то, к чему ее склоняла белорусская сторона. Ведь это означает для Киева пойти на конфликт с Россией. Новая украинская власть, по выражению Михаила Гончара, предпочитает не рисковать и не хочет использовать украинские нефтепроводы для поставок в Беларусь нефти из альтернативных источников.

Высыхающие трубы

Некоторые аналитики ставят под вопрос рентабельность переработки латиноамериканской нефти на белорусских НПЗ, называя этот проект исключительно политическим. Но Гончар уверен, что договоренности Лукашенко — Чавес о специальной цене на венесуэльскую нефть для Минска способны сделать сотрудничество вполне взаимовыгодным. Особенно, если сторонам удастся закрепиться на европейских рынках сбыта и поставлять на них действительно высококачественные нефтепродукты.

Выгода для Украины, по мнению эксперта, здесь совершенно очевидна. Ведь поставки российской нефти по нефтепроводу Одесса — Броды имеют «тенденцию к неуклонному сокращению». А одна из двух ниток нефтепровода «Дружба», который соединяет магистраль Одесса — Броды с белорусским Мозырем (там расположен нефтеперерабатывающий завод), также практически не загружена из-за сокращения прокачки нефти Россией.

Северные альтернативы

Пока в Киеве предоставляют Беларуси дорогостоящие железнодорожные услуги, Минск обратил свои взоры на север. Согласно достигнутой договоренности между Эстонией и Беларусью, ожидается прибытие очередного нефтяного танкера в порт Мууга в конце июля. Оттуда сырье должно поступить на Новополоцкое объединение «Нафтан». Обсуждается и возможность транзита через литовский порт Клайпеда.

«Мы видим, что Беларусь пытается максимально использовать инфраструктурный потенциал своих соседей как на юге, так и на севере. И здесь возможен на только эстонский вариант, в Минске видят возможности для латвийского и литовского вариантов «, – отмечает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

Нефти может быть много

Президент Киевского международного энергоклуба Александр Тодийчук также назвал перевозку нефти в Беларусь цистернами по железной дороге противоречащей здравому смыслу. Тодийчук напомнил, что нефтепровод Одесса — Броды был построен для транзита каспийской нефти в Европу, и что на транспортировку российской нефти в обратном направлении власти согласились лишь из опасения оставить нефтепровод незагруженным.

Теперь, как сказал Тодийчук, «становятся очевидными политические мотивы реверса нефтепровода в угоду Москве». Эксперт также напомнил, что Минск успешно развивает не только нефтедобычу в Венесуэле, но и в Иране. И что власти этой страны уже заявили о готовности продавать Беларуси нефть сверх той, которую она добывает на территории Ирана. Тодийчук уверен, что «Украина может быть идеальным транзитером для иранской нефти в Беларусь, достаточно бросить беглый взгляд на карту».

Тодийчук предупредил, что если Киев сегодня не возьмется за реализацию проектов альтернативных маршрутов транзита нефти, то по завершении через два года Россией строительства нефтепровода БТС-2 Украина может вообще утратить свое значение как нефтетранспортная страна.