Режим Путина и высокие цены на нефть

Если цены на нефть в последующие десять лет останутся высокими, а в Кремле продолжит править режим Путина, то, очевидно, обнародованный недавно русскими план повышения военной мощи станет реальностью, считает эксперт по безопасности Ээрик-Нийлеc Кросс (Eerik-Niiles Kross).

— Россия сообщила, что намерена в течение десяти последующих лет вложить в развитие вооруженных сил 19 триллионов рублей или около 470 миллиардов евро. Можно ли верить, что план удастся?

— Это зависит в основном от двух факторов: политической воли руководства России и состоянии российской экономики в предстоящие десять лет. Точнее, если режим Путина продержится еще десять лет, а цены на нефть останутся на высоком уровне, то реализация этого плана очень вероятна.

— Как должна отнестись Эстония к тому, что восточный сосед планирует существенно увеличить свои вооруженные силы?

— В последние 20 лет русские много говорили о модернизации своей армии. До сих пор была модернизирована в основном ее структура, системы управления и система подготовки. Хотя армия России пока еще далеко не современна или близка к западной, она все же существенно более динамична и гибка, чем во времена Советского Союза.

Если сейчас в значительной степени прибавится современное наступательное вооружение, а именно самолеты, вертолеты и корабли, Эстония должна будет отнестись к этому с полной серьезностью. Если спросить, увеличит ли реализация этого плана вооружений военную угрозу для Эстонии или нет, то следует сказать, что одно лишь наличие оружия еще не означает военной угрозы.

Угроза возникает в случае комбинации возможности или вооружения и готовности или политической воли. Опасность закупки вооружений для Эстонии зависит тем самым от намерений находящегося у власти в России режима и его позиций в отношении Эстонии. Во всяком случае, оснований для радости у нас нет.

— Можно ли сказать, что военные возможности Западной Европы сейчас скорее сокращаются, а у России возрастают?

— Западная Европа пытается сейчас поддерживать минимальную военную готовность в условиях сокращения бюджета. Объективно да, возможность сокращается.
Но еще раз, является ли возрастающая военная возможность России для Европы угрозой или вовсе даже поддержкой, зависит от находящегося у власти в России режима. До тех пор, пока официальная внешняя политика России будет заключаться в укреплении и расширении своей «стратегической сферы влияния», усиливающиеся военные возможности России представляют угрозу не только для Эстонии, но и всего евроатлантического пространства безопасности.