Все ли решают кадры?

Этот сталинский лозунг в своё время висел на стенах всех ПТУ, ФЗУ, техникумов и институтов. Правда, изначально звучал немного иначе: «Кадры, овладевшие техникой, решают всё». А в мемуарах В.С. Емельянова и вообще: «Техника в период реконструкции решает всё». Но перед этим: «Большевики должны овладеть техникой. Пора большевикам стать специалистами». И всё из сталинской речи на Всесоюзной конференции социалистической промышленности в 1931 году.

Если бы нынче провозгласили: «Либералы, демократы, едросы должны овладеть техникой»! Но и речи нет. Ни о технике, ни об овладении. Нынче рынок решает всё, а не кадры. И опять же: если бы!..

На двадцатом году внедрения в нашу жизнь рыночной экономики наконец заговорили о модернизации. До сих пор энергичные и предприимчивые, знай, делили и осваивали советский пирог. Деградация во всех отраслях народного хозяйства превысила мыслимые и немыслимые пределы. Не оттого ли забеспокоились и рожают Сколково? Но «силиконовых долин» и десятка мало, чтобы переломить тенденцию. Тем более, есть подозрение, не про нас эти «долины», а чтобы сэкономить денежки американским корпорациям, ринувшимся в Сколково, как пчёлы на цветок. Ведь работающим на них под Москвой можно платить меньше, нежели в Чикаго. По данным исследования Московского гуманитарного университета, 24% студентов пяти крупнейших столичных вузов намерены уехать за рубеж после завершения образования. В том числе в Японию, Индию, Китай. Не лучше ли для «Боинга», чтобы они пахали на него в Сколково? Ему мало титана, которого в России практически не остаётся, подавай и наши мозги!..

Стоит ли надеяться на громкий проект, если в стороне остаются признанные советские наукограды? Чем хуже Зеленоград, Пущино, Черноголовка, Новосибирский академгородок? Разве что тем, что имеют пустующие производственные площади и можно не тратиться на покупку земли, строительство зданий, создание инфраструктуры?

Да что научные городки — в том же ТНИТИ (Тула), в 200 км от Москвы, масса свободных площадей, а корпуса Артиллерийского института, недавно освобождённые Сердюковым от курсантов, те и вовсе не знают, чем занять — хотели разместить кадетский корпус, что-то не срослось, торгово-развлекательный центр, после инцидента с Шамановым, расхотелось. Ходят слухи, склоняются к музею обороны Тулы. А ведь корпуса отличные, ухоженные… Впрочем, уже не сейчас, бесхозное у нас разбирают быстро — ещё чуть-чуть и ничего не останется.

В Туле много свободных площадей, ещё не занятых торгово-развлекательными центрами. Да на те деньги, что дают под Сколково, у нас можно без особых хлопот отгрохать такой научный центр, что все ахнут. Но и зачем здесь, если существуют готовые научные центры, которым не хватает только денег?

Чем угодно озабочены хозяева, только не модернизацией. В противном случае начинали бы не со Сколково, а с кадров. «С 1926 по 1939 гг. население СССР выросло на 16%, в то время как количество буровых мастеров увеличилось в 5,7 раза, количество токарей — в 6,8 раза, фрезеровщиков — в 13 раз, станочников — в 14 раз, монтёров и электромонтёров — в 6,4 раза, рабочих-механиков — в 9,5 раз, шофёров — в 40 раз. Число инженеров за то же время возросло в 7,7 раза, работников науки — в 7 раз, учителей — в 3,5 раза, врачей — в 2,3 раза».

Прошедшая перепись покажет, насколько уменьшилось население с 1989 года (надеюсь, с этой цифрой современные статистики ничего поделать не смогут), но ответит ли она во сколько раз стало меньше тех же токарей и фрезеровщиков, а заодно инженеров и научных работников? Можно предположить многократно. И кто же будет модернизировать? «Майкрософт», «Боинг»?

Новый закон об образовании не оставляет места для сомнений. Ни о какой модернизации не может быть и речи. Дело идёт к полной деградации всего и вся, от машиностроения до балета, от сельского хозяйства до музыки, от оборонки до спорта. А разговоры о модернизации не более, чем дымовая завеса или лапша на уши доверчивым вкладчикам МММ. Недаром как чёртик из бутылки выскочил Мавроди, уверенный, что и сегодня ему пофартит. СМИ обсуждают, удастся ли жулику провести очередную операцию «Ы», с большей горячностью, нежели концепцию федерального закона «Об образовании». Между тем речь идёт не более, не менее, как о смертном приговоре любой грядущей модернизации.

Судите сами. В школе будет три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Кажется, законников заботит лишь сиюминутное. «Физкультура» обусловлена Олимпиадой-2014, универсиадой в Казани, чемпионатом мира по футболу и прочими состязаниями, которые власть надеется отбить у международных спортивных организаций. ОБЖ диктуется бесконечной чередой катастроф. А «Россия в глобализированном мире» — голосованием молодёжи на шоу «Имя Россия» и «Суд времени». До модернизации ли тут, когда столько первоочередных задач, когда горит земля под ногами? Плохо учат в школе историю, если молодёжь не согласна с местом России на её задворках. Вот и приходится поправлять новым курсом.

Все остальные предметы поделены на шесть групп, в каждой из которых подросток выберет для изучения один в соответствии со своими склонностями и планами на будущее. Предполагается, что 15-летний недоросль способен определить, чем будет заниматься всю оставшуюся жизнь! Да нынче и взрослые вынуждены переучиваться, меняя профессию на самую неожиданную. Кто знает, не пригодятся ли те знания, что школьник по наивности отбросил за ненадобностью сразу после получения аттестата о среднем образовании?

Дочь, преподаватель математики в провинциальном институте, жалуется, что после введения ЕГЭ они не могут укомплектовать группы на физмате. Выпускники школ нынче выбирают, какой ЕГЭ им сдавать, и уходят от «страшных» предметов. Провалившись в столицах, раньше возвращались в родные пенаты и устраивались куда попроще. То же и сейчас, вот только на физмат не попадают, так как не сдавали экзамены по профильным предметам.

Но пока это полбеды: имея за спиной курс, можно его сдать на следующий год. Вскорости же для тех, у кого не задалось с гуманитарными науками, технические и точные заказаны навсегда. Не редкость артисты, певцы, музыканты, поэты, люди так называемых свободных профессий, сбежавшие с авиационных, строительных, геологических специальностей. Есть даже стриптизёр, ради карьеры в ночном клубе покинувший космодром в Плисецке.

Не слышно об обратном потоке. Право же, в министерстве у Фурсенко не думают о кадрах для модернизации, иначе не предлагали бы закон, решительным образом препятствующий оной. У кого есть сомнения пусть вспомнит, кем сам хотел стать в безоблачной юности и кем стал на самом деле. Хотел лириком — стал физиком, не попал в МГИМО — пошёл в строительный, не приняли в Московский университет — взяли в Тульский педагогический, не удалась карьера артиста, но получился отличный инженер-механик и т.д. и т.п. Я ничего не имею против профильных школ, но нельзя закрывать детям дорогу к любому виду деятельности. А министерству образования не мешало бы подумать и о государственных проблемах. Коль власть провозгласила модернизацию, хотя бы ей не препятствовать…

Мои обвинения, можно подумать, говорят, что закон радеет за «лириков» в пику «физикам». В моё время были популярны дискуссии, кто важней: «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне».

Но чиновников Минобраза не заботят ни те, ни другие. «Учебные заведения культуры, балетные школы, музыкальные училища низвели до ПТУ», — возмущаются Цискаридзе и Волочкова. В те и другие предлагают принимать с 15 лет, дабы не лишать детства. Но не будет ни балерины, ни скрипача, если начать учить с 15 лет. Не будет ни фигуриста, ни лыжника, ни футболиста, способного выступить на Олимпиаде, если он начнёт тренироваться в таком возрасте.

Не подкапывается ли Фурсенко под «Олимпиаду-2014»? Но ведь и классных рабочих не будет, если им запретить работать на станках в ПТУ, и Суворовых, Кутузовых не станет, если в кадетских училищах отменят строевую и военную подготовку.

Виданое ли дело, за каждый прыжок с парашютом спортсмены платят немалые деньги, на собственные покупают инвентарь, сравнимый по стоимости с автомобилем. А пэтэушники, самые обездоленные, за свои гроши приобретают спецовки, рабочие ботинки, учебники. Слава богу, с них ещё не берут за амортизацию оборудования и электроэнергию. В стране осталось 5% квалифицированных рабочих — скоро их не будет совсем. Понятно беспокойство Цискаридзе и Волочковой о том, что артисты балета в недалёком будущем могут стать «белыми воронами». Но много хуже, если в историческую редкость превратятся классные токари и слесари.

«Научи дурака богу молиться — он и лоб расшибёт». Не к этому ли случаю пословица? Страшно далеки чиновники от народа: за что ни возьмутся, всё у них выходит по-черномырдински: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Не потому ли, что забыли проверенный временем принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе»?

Явно неспроста появляются русофобские законы, загоняющие наш народ на самое дно цивилизованного человечества. За них кто-то платит и платит хорошо, и я даже знаю кто и уверен, что и читатели догадываются. Сделать бы выводы из знания, но об этом речь впереди в более благоприятной ситуации.

А пока удовлетворимся констатацией факта, что закон об образовании, придуманный в ведомстве Фурсенко, — русофобский, и ни один патриот не смеет его принимать. С образования начинается патриотизм, а в этом законе патриотизма — ни грана!

Ю.М. ШАБАЛИН