Есть ли у Сирии ядерная программа?

Похоже, что у Сирии действительно возникли серьезные «ядерные неприятности». Если раньше ее в тайном развитии собственной ядерной программы обвинял один лишь Израиль, то сейчас к этим обвинениям присоединились и американцы. Так, Вашингтонский институт науки и национальной безопасности (ISIS) опубликовал на днях серию фотографий со спутников-шпионов, на которых запечатлены странные сооружения на территории Сирии. В связи с этим американские эксперты не исключают того, что они действительно являются тайными ядерными объектами.

Речь, в частности, идет об объекте, расположенном на военной базе в окрестностях города Мардж ас-Султан. По мнению американской стороны, его предполагалось использовать для обогащения урана из специального концентрата, так называемого «желтого пирога». Оттуда готовое сырье якобы сирийцы планировали перевозить на реактор в Аль-Кибаре (Даир аз-Зуре), уничтоженном израильской авиацией в сентябре 2007 года. По сведениям разведывательных служб Еврейского государства, этот реактор сирийцам помогали строить северокорейские специалисты. Причем во время израильского удара часть из них погибла.

Но и это еще не все. Кроме Мардж ас-Султана, в Сирии обнаружены еще два ядерных объекта для обслуживания нужд Аль-Кибара. Примечательно, что ранее Дамаск наотрез отказывался пустить на свою территорию инспекторов МАГАТЭ для проверки сведений о том, что Сирия развивает собственную ядерную программу.

Разумеется, это вызвало лишь дополнительные подозрения относительно истинных намерений режима Асада. Что касается сирийско-северокорейских связей, то в последние 15 лет они развивались по нарастающей. Сирийцы регулярно отмечались в КНДР, посещая ядерные объекты КНДР.

Таким образом, возникает подозрение относительно того, что Сирия при поддержке Северной Кореи также разрабатывает ядерное оружие. Насколько велика опасность того, что на тлеющем Ближнем Востоке появится еще одна, кроме Израиля, ядерная держава? На этот и другие вопросы в интервью «Правде.Ру» ответил эксперт по ядерным технологиям Морского университета им. адмирала Невельского Владимир Хрусталев.

— Особенно подозрительным в этой истории выглядит северокорейский след. Какие интересы у КНДР в Сирии?

— Что касается роли во всей этой истории КНДР, то она не является непосредственным противником Израиля. Пхеньян в данной ситуации просто зарабатывает чем может, а возможностей для этого у него не особенно много. По крайней мере, помощь другими государствам в развитии ракетных и ядерных технологий является одной из них. Тем более, что в этом отношении Сирии пока далеко до уровня КНДР.

— То есть, нельзя исключать того, что режим Асада все же решил обзавестись «ядерной дубинкой»?

— Сирия действительно может быть мотивирована к обретению ядерного статуса, поскольку она заметно уступает по обычным вооружениям Израилю и, как показала практика, адекватно ему в открытой войне противостоять не может.

А как показывает пример Северной Кореи, обладание ядерным оружием снижает вероятность агрессии враждебно настроенных стран. И такой пример оказывается заразительным для многих. Одно дело — напасть на страну, которая толком ответить на удар не сможет и совсем другое дело — агрессия против государства, чье руководство способно применить в ответ ядерное оружие. Это своего рода психологический барьер, преодолеть который довольно сложно.

— Чем грозит Сирии отказ пустить инспекторов МАГАТЭ для проверки подозрительных объектов?

— В ближайшей перспективе пока что ничего серьезного Сирии не грозит, поскольку Дамаску еще даже не предложили принять у себя «особую инспекцию» МАГАТЭ. И лишь в том случае, если Асад откажется ее принимать, тогда могут собрать Совбез ООН. Что опять-таки не гарантирует введения в сложившейся обстановке санкций против Сирии, поскольку не факт, что за них проголосует тот же Китай.

Да и похоже, что Сирия сейчас просто тянет время. А возможности для этого у них есть, учитывая волокиту в прохождении бюрократических процедур МАГАТЭ и ООН. Ведь даже если международные эксперты что-то и обнаружат, еще нужно доказать, что те или иные объекты имеют военное, а не гражданское назначение. К тому же Сирия не подписывала каких-либо документов, которые бы ее обязывали к полной открытости и полному режиму инспекций подозрительной деятельности.

— Но хватит ли терпения у США и, тем более, у Израиля?

— Если сирийцам удастся воспользоваться ситуацией и затянуть диалог с МАГАТЭ, а у израильтян будут убедительные доказательства того, что Асад пытается создать свое ядерное оружие, они не остановятся перед тем, чтобы ударить по потенциально опасным объектам. Причем действовать они будут не обязательно как в 2007 году, то есть силовой операцией. Вполне возможно то, что они обойдутся без авианалетов, с помощью обычного саботажа, при помощи агентуры и т.п.»

Сергей Балмасов