Год с Януковичем

25 февраля исполняется год со дня инаугурации президента Украины Виктора Януковича. За прошедший год Украина изменилась до неузнаваемости. С одной стороны за этот год политика нового главы государства до боли напоминает правление президента Леонида Кучмы. С другой – Януковичу присущ свой неповторимый стиль управления страной.

Железная пята олигархии

Еще до своей инаугурации Виктор Янукович зарекомендовал себя как последовательный лоббист крупного бизнеса. Именно поэтому поздравить его с победой, «отметиться», олигархи спешили еще до окончательного обнародования подсчета голосов. Очевидцы описывают, как после известия о том, что Янукович начал обгонять по количеству голосов другого претендента на президентское кресло – Юлию Тимошенко, из киевской гостиницы «Хайятт», где находился штаб Тимошенко, в «Интерконтиненталь», где находился штаб Януковича, потянулась цепочка из представителей крупного и очень крупного бизнеса. Все спешили «засветиться» перед глазами нового «патрона». И не прогадали. Ведь новый гарант не изменил своей привычке поддерживать «владельцев заводом, газет, пароходов». При президенте Януковиче начинает восстанавливать былое могущество бизнес-империя Дмитрия Фирташа – личного врага экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Для начала Фирташу удалось выиграть Стокгольмский арбитраж у НАК «Нафтогаз», в результате чего компания обязана вернуть RosUkrEnergo 12 миллиардов кубометров газа. Кроме того, всего лишь за год структурам Фирташа почти полностью удается взять под свой контроль украинскую химическую промышленность: осенью его компания Ostchem покупает флагман химпрома Украины – горловский концерн «Стирол» и северодонецкое ЗАО «Азот»; на очереди «Азот» новочеркасский.

Не меньше везет и извечному соратнику Януковича – Ринату Ахметову. Он взял под контроль не только металлургию (так, президент не захотел «заступаться» за дирекцию ММК им.Ильича, и она вынуждена была продать активы компании Ахметова), и электроэнергию. К 2010 году компания донецкого олигарха ДТЭК установила контроль над компанией «Днепроэнерго». У ДТЭК – 47% акций. Формально контрольный пакет акций «Днепроэнерго» находится у государства, однако после вхождения во власть Януковича компанию возглавил Петр Омеляновский, которого пресса называет человеком Ахметова. А 30 сентября ДТЭК купила 24,9% акций «Захидэнерго». До блокирующего пакета Ахметову не хватало всего лишь на 0,1% акций. «Захидэнерго» – единственная компания, которая поставляет украинскую электроэнергию на Запад. 26 ноября в подконтрольной Ахметову компании СКМ, в которую входит и ДТЭК, сообщили о том, что будут покупать контрольный пакет акций «Захидэнерго» и еще ряда энергетических компаний. Дело за Антимонопольным кабинетом Украины, который планирует в текущем году выставить акции этих компаний на продажу. И вряд ли результаты конкурса будут не совпадать с интересами давнего союзника нынешнего президента. Тем более, сам Янукович разрешил данную приватизацию. Даже Игорь Коломойский, которому новая власть помешала установить контроль над «Лугансктепловозом», и которого опальный экс-министр внутренних дел Юрий Луценко прочит в «украинские Ходорковские», за год укрепил свое монопольное положение на рынке авиаперевезок. Да и другие олигархи ничего за год правления Януковича не потеряли.

Однако, и при Кучме олигархи спокойно наживали добро. Но между Кучмой и Януковичем есть принципиальная разница. Так, при Кучме выигрывали те олигархи, которые испрашивали «соизволения» у Администрации президента на ведение бизнеса. Кучма был «папой» крупного капитала. В то же время, по словам экспертов, Янукович играет на противоречиях групп интересов, но не командует ими. Стал бы Кучма допускать невыгодный для себя проигрыш государственной компании, а значит и появление у Украины нового долга? А что было бы с неугодным олигархом, поддержавшим идейного противника Кучмы на выборах? Вряд ли бы его бизнес оставался стабильным. А у Сергея Таруты, поддерживающего Тимошенко, только офис попытались отнять. Стал бы Кучма терпеть насмешку над своим вице-премьером со стороны одного из олигархов, тем более того, кто до недавнего времени поддерживал политического конкурента действующего президента? Вряд ли. А Янукович позволяет. Взамен он от олигархов просит «всего ничего» – не вмешиваться в политику, где вовсю набирают силу процессы централизации власти.

Укрепление украинской вертикали

Несмотря на то, что до выборов президента Виктор Янукович нахваливал политреформу 2004 года и заявлял о том, что не будет пересматривать, придя во власть, он первым делом озаботился возвращением себе полномочий Кучмы. 1 октября 2010 года Конституционный суд отменил политическую реформу 2004 года и признал действующим Основной закон, принятый в 96 году. Таким образом, без помощи Верховной рады Украины Янукович значительно укрепил свои полномочия. Такой способ изменения Основного закона вызвал серьезные нарекания на Западе; Венецианская комиссия даже поставила под вопрос легитимность действующих государственных институций, включая президента и парламент.

Зато с политическим беспорядком в стране скоро будет покончено — нашлись что ответить на эти замечания в стане главы государства. «На сегодняшний день страница раздоров, ссор, властных войн и компетенционных споров перевернута, все правоотношения урегулированы», — сказала «регионалка» Елена Лукаш. Извечный противник Януковича Юлия Тимошенко назвала возвращение Конституции 1996 новым ГКЧП и отметила: «Сегодня является очевидным то, что президент страны, парламент, правительство, КСУ, и все другие представители власти избирались по другой Конституции, которую, кстати, сегодня попрали. Они не наделены народом той властью, которую присвоили этим решением Конституционного суда себе». Такое беспокойство лидера оппозиции было легко объяснимо. После решения КСУ дрейф депутатов из ее политсилы в пропрезидентскую фракцию только усилился. Помимо этого Янукович инициировал и ряд других реформ. В том числе и судебную, оценка которой как в стране, так и за рубежом также была весьма неоднозначной. В частности, указывалось, что реформа сделала суды чрезвычайно чуткими к «хотелкам» власть предержащих. В таких условиях «посадки» политических оппонентов были лишь вопросом времени. И действительно, вслед за бывшим топ-менеджером НАК «Нафтогаз» Игорем Диденко, которого арестовали по «экономическим мотивам», под стражу взяли экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, а затем и экс-замминистра юстиции Евгения Корнийчука. Саму же Юлию Тимошенко стали с регулярностью вызывать на допросы в Генеральную прокуратуру и не пускать заграницу, например, на заседание Европарламента. Власть обвинила всех вышеупомянутых в злоупотреблениях властью, которые привели к существенным потерям государственного бюджета. Обвиняемые все отрицают. Позже из СИЗО выпустят Корнийчука. Это произошло на следующий день после того, как глава Верховного суда Василий Онопенко – тесть Корнийчука, пытавшийся не допустить сокращения прав и полномочий ВСУ, — встретился с Януковичем и обсудил все наболевшие вопросы. В итоге – ВСУ полномочия вернули, Корнийчука – отпустили. Остальным останется только завидовать Богдану Данилишину, который успел выехать в Чехию, где ему и предоставили политическое убежище.

Разбираясь с существующей оппозицией, Янукович параллельно взялся и за оппозицию потенциальную. Сторонников маргинальных политгрупп, находящихся в жесткой оппозиции к власти, поместили в тюрьмы и СИЗО под предлогом борьбы с терроризмом. Остальные граждане Украины могут видеть и чувстовать, как их зависимость от государства растет с каждой внедряемой и предлагаемой реформой. Проект Налогового кодеса вывел на улицы предпринимателей. После некоторых уступок со стороны власти, забастовка была прекращена. За эти дни против наиболее активных бизнесменов возбудили административные и уголовные дела, НК принят, и в него постепенно возвращаются те нормы, против которых, собственно, люди и протестовали. После этого ведение малого и среднего бизнеса в Украине осложнилось. А значит, наиболее простым способом выживания на фоне все растущих цен становится служба в госорганах или работа на предприятиях крупных олигархов. В любом случае, работник и человек, в соответствии с готовящимися к принятию Трудовым и Жилищным кодексами, во многом будет напоминать крепостного. Ну, и еще есть пока не внедренная, но широко обсуждаемая пенсионная реформа…

…В общем, ситуацию в обществе на исходе первго года президентства Януковича весьма красноречиво иллюстрирует тот факт, что основным вопросом к главе государства стал «Как выжить?»