Есть ли жизнь без Януковича?

Если верить сайту BrainyHistory, все началось с Рокингемского собора, на котором архиепископ Ансельм Кентерберийский выступил против короля Вильгельма II.

Далее следует получение патента на револьвер Кольта, предоставление германского гражданства Адольфу Гитлеру, выступление Хрущева на ХХ съезде, открытие первого легального борделя в Швейцарии и другие примечательные события, произошедшие 25 февраля.

Но заокеанские хронисты не смогли утаить от народа главную историческую веху: «2010 – After being delayed by the Supreme Administrative Court of Ukraine, Victor Yanukovych is sworn in as the 4th President of Ukraine».

Бурные и продолжительные аплодисменты!

И украинская власть, и оппозиция преподносят 25 февраля 2010 года как начало новой эры.

С точки зрения Януковича, на смену презренным оранжевым «шлеперам» пришли мудрые профессионалы и реформаторы. Противники ВФЯ рисуют иную картину: нашествие донецких оккупантов и кровожадных украинофобов, безжалостно растоптавших отечественную демократию.

Но стоит ли проводить искусственный водораздел между вчерашним и сегодняшним днем?

Вряд ли. Год, проведенный с Виктором Януковичем, не принес свежих решений и не добавил Украине принципиально новых недугов, а лишь развил и обострил старые.

Янукович и его соратники – не загадочные пришельцы с чужой планеты. Подобно своим предшественникам, это типичные представители украинской элиты.

Но команду Майдана ослабляла смертельная вражда ВАЮ и ЮВТ, а регионалы действуют сообща. То, о чем разобщенные оранжевые лидеры могли только мечтать, сплоченные «донецкие» претворили в жизнь.

А посему характерные черты отечественного политикума проявляются в деятельности Януковича и Ко намного ярче, четче и рельефнее.

Нынешняя команда, сконцентрировавшая в своих руках неограниченные полномочия, – это своеобразный дистиллят пороков, присущих украинскому истеблишменту. Здесь и авторитарные замашки, и непомерное самомнение, правовой нигилизм и пагубная недальновидность, иррациональный эгоизм и стратегическое бессилие.

В XIX веке англичанин Фрэнсис Гальтон разработал методику составных портретов. Ученый совмещал фотографии нескольких людей и на полученных изображениях ясно проступали усредненные черты лица, тогда как индивидуальные особенности стирались.

Экспериментируя с такими фото, Гальтон пытался создать портреты различных обобщенных типов – типичного преступника, типичного вегетарианца, типичного больного чахоткой и так далее.

Нынешняя власть напоминает один из гальтоновских портретов. Знакомьтесь – украинский политик во всей красе! Он жаждет царских полномочий и думает, что, закручивая гайки, можно контролировать объективные экономические процессы.

Он бесцеремонно топчется по Конституции и верен священному принципу «Друзьям – все, врагам – закон». Он не в состоянии проводить активную внешнюю политику и мечется по миру в поисках могучего сюзерена.

Он не может предложить стране будущее и поэтому охотно копается в прошлом, муссируя болезненные гуманитарные вопросы.

Он привык жить одним днем и сажает свое государство на кредитную иглу. Еще вчера он вместе с конкурентами раскручивал популистский маховик и подкупал электорат социальными подачками. Сегодня пришла расплата: наш герой вынужден повышать тарифы, увеличивать пенсионный возраст и ужесточать налоговый прессинг.

Затягивание поясов – единственный вид реформ, доступный украинскому политику. Для этого не требуются стратегические таланты: нужна лишь решимость обреченного, которому зарубежные кредиторы не оставили иного выхода.

И регионалы поступают именно так, как в данной ситуации поступала бы любая другая отечественная команда.

Итак, зловещие «донецкие» страшны не своей уникальностью, а своей тривиальностью. Но, к сожалению, многие наблюдатели придают слишком большое значение внешним формам.

Сыны Донбасса, окруженные криминальным флером, идеально вписываются в образ плохой власти. А неуклюжий проФФесор очень гармонично сочетается с украинской разрухой.

В результате, президентство Виктора Федоровича стало настоящим подарком для любителей ложных корреляций: «мы живем плохо, потому что нами правят русифицированные манкурты!», «мы живем плохо, потому что на Банковой обосновался дважды судимый гарант!», «мы живем плохо, потому что в Украине донецкая власть!».

Подобная риторика активно вытесняет глубокий и системный анализ отечественных проблем.

Высокодуховный и патриотичный Ющенко, при котором государство столь же резво деградировало, ставил национально озабоченную интеллигенцию в неудобное положение.

С Януковичем легче – меньше сложных вопросов, больше простых ответов.

ВФЯ не в состоянии решить стратегические задачи развития страны. Но президент успешно заслоняет их своей одиозной персоной, своим вызывающим хамством и барством, своими грамматическими ошибками и темной биографией.

При Януковиче общественно-политический дискурс опустился до примитивных лубочных картин. Пока Виктор Федорович пытается изображать доброго царя, его противники создают миф о злом царе – виновнике всех бед, чье свержение автоматически избавит народ от бедности и бесправия.

Интеллектуальный регресс неуклонно нарастает. За двенадцать месяцев на голову Януковича и его товарищей обрушился шквал отборной ругани, но никто так и не предложил качественную альтернативу правящей команде.

Украинская оппозиция благополучно маргинализируется. Вчерашние претенденты на роль новой элиты безнадежно дискредитированы. Процветают лишь крикливые национал-радикалы – не без помощи Банковой.

Виктор Федорович делает все возможное, чтобы достойная альтернатива режиму не появилась, и в то же время аккумулирует вокруг себя общественный негатив, подталкивая сограждан к простому решению: «Кто и что угодно, лишь бы не Янукович!».

Но когда с правящим режимом борются под лозунгами «хуже все равно не будет!» и «мы старый мир разрушим до основанья!», новый мир очень часто оказывается еще хуже…

Сегодняшний день порождается днем вчерашним и рождает день завтрашний. Перемены, произошедшие в Украине за этот год, не стали неожиданностью для мыслящих людей.

Граждане страны увидели не коварное убийство цветущей демократии, а прогнозируемую кончину смертельно больного страдальца. Поворот к авторитаризму, крах европейских надежд, обострение экономических проблем и снижение жизненного уровня – все это было слишком предсказуемо и ожидаемо.

Страна прошла точку невозврата еще в 2007-2008 годах, и тогда было по-настоящему горько и обидно. А сегодня наибольшую тревогу внушает не украинское настоящее, а будущее, программируемое в эти дни. Главное испытание – не президентство Януковича, а то, что будет с Украиной, когда Янукович уйдет.

Конечно, сам Виктор Федорович, тоскующий по 23-летней тунисской стабильности, никуда уходить не собирается. Но существуют объективные обстоятельства, неподвластные бонзам с Печерских холмов.

Чтобы режим обрел твердую опору, необходимо одно из двух условий: либо интеллектуальный прорыв на Банковой, либо чрезвычайно благоприятный поворот мировой экономической конъюнктуры. Пока не видно ни того, ни другого.

И действия правящей команды не столько цементируют власть Януковича, сколько увеличивают риск экстремальных сценариев, одинаково опасных и для ВФЯ, и для всей Украины. Если неумелый и ненавистный правитель наглухо приковал себя к родному государству, его отстранение от власти может спровоцировать окончательный развал страны.

Нынешний режим вырос на почве, обработанной оранжевыми лидерами. И если результат столь плачевен, то какие плоды принесет почва, удобряемая Виктором Януковичем?