«Мюнхенская речь» Средневековья

Наблюдая многие процессы в политической жизни современной России, я часто замечаю, что где-то я уже с этим встречался.
И вправду, ничего особенно нового сейчас не придумывается, и в истории уже что-то подобное случалось.

Прим
ры этого я уже представлял в предыдущих текстах:
«Кодекс римлянина. Часть 1», «Кодекс римлянина. Часть 2».

Ныне я намерен продолжить свои исторические сравнения и вспомнить так называемую «мюнхенскую речь Путина».
Данная речь напомнила мне один пассаж из «Хроники» византийского историка Никиты Хониата. Мюнхенское событие не совсем чтобы свежее – Путин произнёс свою речь 10 февраля 2007 года, – но тогда я ещё не вёл блог на «Эхе». Тем не менее, ключевые тезисы речи актуальности своей не потеряли, и можно смело вспомнить те славные дни и сравнить их с «преданьями старины глубокой».

Извечные жалобы определённо настроенной части российской общественности, слышавшиеся, кажется, со времён образования Руси, сводились к тому, что Россия, страна во всех отношениях превосходнейшая, перманентно находится во враждебном окружении, ненавидима могущественными завистниками, и против неё враги неустанно строят козни, причём как изнутри, так и снаружи.
Все эти причитания хронологически «увенчаны» были несравненной речью Путина.

Не буду вдаваться в долгие разъяснения, что история России здесь не оригинальна (невероятно, но даже Нидерланды с Бельгией некогда между собой враждовали), что многие государства, тем не менее, как-то сумели, в конце концов, ужиться и обходятся сейчас без плача об «осаждённом лагере».

Я просто представлю на ваш суд отрывок из древнего автора, а выводы сделайте (или не сделайте) сами.
Тем более что Византия – страна нам не совсем чужая.

Никита Хониат. Хроника. (Царствование Андроника Комнина, кн. I, гл. 8):

Проклятые латиняне считают чуть не раем страну, в которой нам досталось жить и собирать плоды; до безумия влюбленные в наши блага, они вечно злоумышляют против нашего рода и стараются всячески сделать нам зло.

Иногда, соображаясь с обстоятельствами, они притворяются и нашими друзьями, но ненавидят нас, как злейшие враги. Даже и тогда, как говорят они слова ласковые, льющиеся тише и нежнее елея, и тогда слова их суть стрелы и острее меча обоюдоострого.

Таким образом, между нами и ими утвердилась величайшая пропасть вражды, мы не можем соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя и бываем во внешних сношениях и часто живем в одном и том же доме.

Они, привыкшие ходить большей частью с поднятой головой и надменно выправляющие свой стан, обыкновенно смеются над кротостью нашего характера и над нашим смирением, происходящим от нашего скромного о себе мнения; а мы, презирая их гордость, хвастливость, спесь и надменность, наступаем на их поднятую кверху голову и доселе попираем ее силой Христа, дающего власть наступать на змей и скорпионов без всякого зла и вреда.