20 лет назад Россия и Израиль восстановили дипотношения

Россия и Израиль отмечают 20-летие восстановления дипломатических отношений. В июне 1967-го Шестидневная война рассорила страны. Тогда казалось — навсегда. Но на смену прежним лидерам пришли новые, и Советский союз буквально за два месяца до своего распада успел восстановить дипотношения с Израилем.

В международном аэропорту имени Бен Гуриона каждый день приземляются лайнеры из Москвы, Петербурга, Ростова, Краснодара. 80 рейсов еженедельно туда и обратно — это неформальный итог 20-летних отношений, восстановленных осенью 1991-го. В июне 1967-го рубили по живому,

Шестидневная война стала катализатором, СССР отозвал посла с трибун Госассамблеи ООН. Премьер-министр Алексей Косыгин обрушил на Тель-Авив гром и молнии, железный занавес опустился почти на четверть века. Отношения между Советским Союзом и Израилем были разорваны — казалось, что навсегда. Должны были прийти новые времена и новые лидеры, способные преодолеть, разобрать рукотворные стены.

«Я думаю, что невозможно даже сравнивать ситуацию конца 60-х-начала 70-х годов, когда действительно был полный разрыв отношений, и он свято соблюдался, особенно, конечно же, советской стороной, и тем, что происходит последние 20 лет. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Именно потому что есть немало сотрудничества, немало торгового, экономического, культурного обмена, всего, что должно быть между двумя странами, есть, мне кажется еще и немало вещей, которые могли бы мы сделать», — говорит министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн.

В Израиле новую эпоху связывают с именем Александра Бовина — журналист, телеведущий, он стал первым после долгого перерыва послом СССР России в Тель-Авиве. Его здесь помнят и любят, его образ, характер, обаяние, абсолютно неформальный стиль был понятен и уместен в стране, где галстук носят лишь президент и несколько особо чопорных адвокатов.

«Потому что культура — то поле, я повторю еще раз, где нет никаких противоречий между нашими странами, она объединяет нас, наши народы, наши страны, наше будущее», — продолжает Юлий Эдельштейн.

Бовин привез в Израиль верительные грамоты президента СССР Михаила Горбачева, но подписанные в те же дни Беловежские соглашения сделали его послом суверенной России.

Прошло 20 лет — и президенту Шимону Пересу представлен чрезвычайный и полномочный посол Сергей Яковлев, пятый представитель России за истекшие годы. Уже поколение израильтян выросло и сформировалось в условиях, когда Россия не враг, а полноценный партнер, когда между Москвой и Иерусалимом больше нет визового режима, когда 9 мая по центральным улицам российских и израильских городов проходят ветераны Великой Отечественной. Русский культурный центр в Тель-Авиве — выставки, творческие вечера, спектакли, курсы русского языка. В отличие от иных стран, сюда ходят не семьи загранслужащих: русскоязычный израильский миллион — выходцы из бывшего СССР, те, что когда-то уезжали навсегда, сегодня чувствуют себя гражданами двух государств, привнося на Ближний Восток великую культуру страны исхода.

«Бовин был очень необычный посол и, видимо, такой именно и был нужен для первых лет после того, что вы справедливо назвали долгим и бессмысленным разрывом отношений. И, я думаю, и его личное влияние, и его личное обаяние, отношение к Израилю, сыграли свою роль», — говорит директор Русского культурного центра в Израиле Александр Крюков.

Русский язык звучит на улицах Израиля. Это не только репатрианты, бизнесмены, ученые, паломники, туристы — человеческие связи самые прочные. Именно они позволяют России играть все большую роль в «квартете» посредников по регулированию на Ближнем Востоке, они делают межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству двух стран органом стратегического планирования, они позволяют решать сложные дискуссионные проблемы по будущему Палестины, по санкциям в отношении Сирии или иранскому атому за столом переговоров, без трагических разрывов, без отзыва по слов. Ибо то, что разрушается в одночасье, восстанавливается десятилетиями.