США: русский с китайцем — не братья навек

Недавнее совместное вето России и Китая на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии и «предвыборный» визит Владимира Путина в Китай привлекли всеобщее внимание к новому вектору российской внешней политики.

Выбор Китая в качестве основного партнера России в дальневосточном регионе, возможно, подтолкнуло решение Соединенных Штатов Америки, которые 18 февраля этого года признали суверенитет Японии над четырьмя южными островами Курильской гряды. Между тем, альтернативная расстановка сил вполне могла бы быть достигнута, если бы Россия в свое время приняла предложение США заключить альянс с США, Японией и Индией для блокирования возможной китайской угрозы.

Перевод

НЕСЕКРЕТНО ЧАСТЬ 01 ИЗ 02 МОСКВА 003584 СЛУЖЕБН SIPDIS ПРИКАЗ 12958: N/A ТЕГИ: PREL, PGOV, OREP, RS, JA ТЕМА: МИД обсуждает Курилы с членом делегации конгресса Рорабахером

1. (SBU) Резюме: Находящийся в Москве с визитом конгрессмен Дана Рорабахер (республиканец от Калифорнии) 6 декабря встретился с директором департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД Михаилом Галузиным для обсуждения Курильской проблемы (в оригинале острова везде называются Кирильскими (Kiril Islands) — прим. перев.). Конгрессмен представил Галузину свое предложение по решению территориального спора, а Галузин обрисовал текущее российское видение проблемы. По словам Галузина, спор является вопросом двусторонних отношений, и никаких дискуссий не может идти без решения вопроса о конфликтующих притязаниях на суверенитет. Он посетовал, что хотя Россия стремится к расширению двусторонних отношений с Японией несмотря на территориальный спор, Япония смотрит на разрешение территориального вопроса как на предварительное условие для дальнейшего сотрудничества в других сферах, представляющих взаимный интерес. Конец комментария.

2. (SBU) На встрече 6 декабря с директором департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД России Михаилом Галузиным член Палаты представителей Дана Рорабахер (республиканец от Калифорнии) выразил озабоченность, что Китай в будущем может представлять общую угрозу интересам России и США. По его мнению, если этому не противодействовать, Китай продолжит оказывать поддержку странам-изгоям в разных частях планеты и в конечном итоге попытается прибрать Сибирь и регионы российского влияния. Он далее выступил за создания альянса между США, Россией, Японией и Индией против возможной китайской угрозы, и первым шагом в этом направлении должно стать улучшение двусторонних отношений России и Японии.

3. (SBU) В этой связи конгрессмен Рорабахер выдвинул предложение по разрешению проблемы Курильских островов (Северных территорий). Согласно плану, вопрос о суверенитете откладывается на сто лет, а на четырех островах с прилегающими водами создаются зоны свободной торговли. Граждане России и Японии могут свободно заниматься бизнесом или селиться на островах, а управляться территория должна по системе кондоминиума (совместного владения). По истечении ста лет вопрос о политическом статусе островов должны будут решить их жители. Рорабахер указал, что хотя первым, кто получил это предложение в письменном виде, был российский МИД, он обсуждал эту идею с японским послом в Вашингтоне. У него также были беседы о Китае с премьер-министром [Японии] Асо, который готов к восприятию идеи совместной работы Индии, России, Японии и США над вызовами, которые исходят из Китая.

4. (SBU) Галузин ответил, что российское правительство считает Китай стратегическим партнером и предпочитает работать через коллективные организации Азиатско-Тихоокеанского региона, а не через блоки или альянсы с ограниченным числом стран-членов. Он сказал, что исключение тех или иных стран из региональных структур будет выглядеть подозрительно и навредит атмосфере сотрудничества в регионе. Он поблагодарил конгрессмена Рорабахера за то, что тот является хорошим другом России, и приветствовал его усилия, направленные на содействие урегулированию территориального спора между Россией и Японией. Однако он подчеркнул, что хотя правительство России открыто для новых идей, дискуссии по этому вопросу нельзя отделить от юрисдикционных претензий. Для России острова — это не просто точки на карте, но неотъемлемая часть российской оценки итогов Второй мировой войны, которая остается чувствительным и эмоциональным вопросом. Юридическим основанием для российских притязаний на суверенитет над Южными Курилами была Ялтинская конференция 1945 г., и соглашения между США, СССР и Великобританией, заключенные на ней, остаются в силе.

5. (SBU) Подчеркнув, что Россия считает территориальный спор вопросом двусторонних отношений, Галузин сделал обзор дискуссий, которые велись между правительствами двух стран до настоящего времени. Хотя ни одна из сторон не желает идти на компромисс в отношении притязаний на суверенитет над всеми четырьмя спорными островами, в последние годы наметились попытки улучшить МОСКВА 00003584 002 ИЗ 002 атмосферу вокруг островов. Россияне, живущие на островах, получили право безвизовых поездок в Японию, и так же без виз на острова могут приезжать граждане Японии. Японские рыбаки продолжают ловить рыбу в водах, прилегающих к островам, в соответствии со специальным ежегодным двусторонним соглашением об объемах и видах промысловой рыбы. По словам Галузина, правительство России с распростертыми объятиями приветствовало бы приход японского бизнеса на острова, но принимает тот факт, что поскольку Россия хочет, чтобы такие деловые связи развивались бы по российским законам об инвестициях на Курильских островах, японская сторона не примет это предложение, боясь поставить под удар свои притязания на суверенитет.

6. (SBU) Галузин посетовал на то, что японское правительство мешает реализации дополнительных мер сотрудничества в отношении островов, а также расширению двусторонних отношений до урегулирования вопроса о суверенитете над островами. По его словам, такой подход является ошибочным; из-за него упускаются возможности для сотрудничества в сферах, представляющих общий интерес, в частности, в сфере энергетической безопасности, торговли и противодействия терроризму. Подчеркнув, что объем двусторонней торговли России и Японии с начала года составляет уже 30 млрд. долларов, и что все японские автопроизводители открыли в России свои производства, он заявил, что разрешение территориального вопроса не должно быть предварительным условием для развития потенциально взаимовыгодных отношений.

7. (SBU) Комментарий: Галузин возглавил департамент Азии и Тихоокеанского региона МИД два с половиной месяца назад. До этого он был временным поверенным в делах России в Токио. Он давно и хорошо знает Японию, отличается скромными манерами и свободно владеет английским.