Эксперт: мы не должны спасать британские и французские банки

Россия, считает эксперт, в рамках помощи Греции должна пригласить ее войти в Евразийский союз.

Это может прозвучать глупо или издевательски, но у Европы еще есть действенный шанс избежать «второй волны» кризиса, которая чревата развитием второй Великой депрессии (см. Справку KM.RU). Реализации такого сценария возможно (эксперты-финансисты отличаются осторожностью на генетическом уровне) избежать, но лишь только в случае, если сегодня всем миром удастся спасти Грецию.

Попытки в этом направлении сегодня со стороны финансистов и предпринимаются. Пока, правда, все больше на словах — в ходе саммитов, двусторонних консультаций и прочих душеспасительных разговоров. Но обстоятельства уже, судя по всему, стали поджимать Афины так, что настало время действительно обострить интригу. И вот, в ходе саммита министров финансов стран «Большой двадцатки» главный греческий финансист Эвангелос Венизелос заявил, что пригласил в гости главу российского государства Дмитрия Медведева.

Оставим пока в стороне сам по себе вызывающе нетактичный ход со стороны греческого министра финансов. Все же приглашать в страну глав других государств — не его прерогатива. Но любопытен сам повод — чиновник и не скрывает, что Греция впрямую намерена просить у России помощи. Не только, впрочем: «Мы рассчитываем на поддержку России, как и Китая, Индии и Бразилии, в МВФ», — приводит слова господина Венизелоса РИА «Новости». То есть он призвал на помощь страны БРИК.

Почему были названы именно эти страны, можно понять, учитывая, во-первых, сложившиеся в мировой практике принципы международной финансовой поддержки и роль стран БРИК в самом МВФ. Помогать Греции можно как напрямую — например, вкладываясь в ее облигации, так и косвенно, через МВФ. Несложно понять, что первый вариант неприемлем даже для Китая, отношение которого к грядущей «второй волне», наверное, самое флегматичное. Что уж говорить о куда менее стабильных экономиках. Но можно, разумеется, нарастить вклады в МВФ — такой вариант, в частности, озвучил в интервью деловой газете «Взгляд» аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн.

Однако, так или иначе, увеличение вкладов в МВФ должно идти не от одной лишь России — спасать, так всем миром. То есть, как предположил аналитик, в ходе совещания министров финансов стран G20 может быть принято решение о пропорциональном увеличении вкладов в Фонд всеми странами. В условиях такого консолидированного решения ни у одной из стран-участниц не окажется резона избегать вложений — это, в конце концов, вопрос репутации.

Теоретически страны БРИК могут сделать дополнительные взносы в мировую финансовую кубышку. На что очевидно весьма рассчитывает греческий министр. Вот только должны ли? Например, российский премьер Владимир Путин считает, что вовсе нет. Так, на встрече с китайскими журналистами глава правительства заявил достаточно определенно: «Я не думаю, что здесь страны БРИК могли бы сыграть какую-то уж особую роль – у европейских грандов достаточно ресурсов, чтобы решить эти проблемы». Разные мнения тут, конечно, возможны, но бессмысленны. Владимир Путин не ошибается — это знает наизусть каждый федеральный чиновник.

При этом вне зависимости от исходного решения, Афинам будет сложно предъявить претензии к МВФ. Ведь еще в 2010 году Греции был выделен кредит размером €110 млрд., а в июле сего года в пользу Греции со стороны Фонда был совершен очередной транш на €109 млрд. Уместно ли тут говорить о бескрайней широте души, когда, в общем-то, речь идет о физическом выживании стран на фоне грядущего кошмара? Но когда оказывается, что, по сути, проблема с мертвой точки не сильно сдвинулась, когда становится очевидно, что деньги вылетели в трубу и нужда в них не сократилась — стоит ли удивляться скепсису?

Впрочем, свой очередной транш Греция, судя по всему, получит. Поскольку в противном случае будет торжественно объявлен дефолт — и понесется нелегкая. Европе же — да и всему миру потребления (нам, в том числе) — жизненно важно оттянуть конец праздника как можно дальше.

Тем и живы.

В беседе с обозревателем KM.RU свою позицию по необходимости дальнейшего кредитования Греции представил известный политолог, профессор Дипломатической академии МИД России, доктор политических наук Игорь Панарин:

— Я думаю, что очень четко на этот вопрос сегодня ответил Владимир Путин. Он заявил, напомню, что многие правительства долгое время не уделяли внимания решению социальных проблем, которые накопились, и поэтому в эти выходные сотни тысячи людей вышли на улицы с протестами. В этом смысле позиция России относительно помощи Греции как раз должна быть сбалансированной. С одной стороны, мы должны, конечно, прислушаться к призывам войти в диалог, тем более что Греция нам совсем не чуждая страна: независимость Греции — это следствие российской победы, русская кровь лежит в основе сегодняшней греческой независимости.

С другой стороны, надо понимать и то, что, спасая Грецию, Евросоюз спасает не собственно греков, а банки Великобритании и Франции. То есть Франция способна вести грязную войну в Ливии, посылая туда солдат, авианосцы, неся при этом траты, а другие страны должны помогать ее банкам выйти из хаоса? Я напомню, что буквально несколько недель тому назад акции одного из крупнейших французских банков Societe Generale упали почти на 40% и есть прогноз, что в случае дефолта Греции он вообще перестанет существовать.

Моя позиция по вопросу должна ли Россия помогать Греции такая: как братскому народу должна, конечно, помогать — возможно, гуманитарной помощью, есть смысл направить туда наши подразделения МЧС. Но при этом мы не должны спасать британские и французские банки, тем более что в эти выходные акция против финансового терроризма произошла по всему миру, мир действительно протестует против этого.

Как я уже ранее говорил в интервью KM.RU, я сторонник Евразийского союза. Предмет наших переговоров с Грецией может заключаться в том, что эта страна может стать неассоциированным членом ЕврАзЭС, равно как и формируемого Евразийского союза. В этом контексте Россия, как ядро будущего Евразийского союза, может оказать Греции существенную финансовую помощь на определенных экономических условиях, например продвижение товаров Казахстана, Белоруссии и России (в рамках Таможенного союза) через Грецию на рынки Ближнего Востока и Западной Европы. Я думаю, что это было бы справедливо. И это может стать предметом переговоров: раз Евросоюз не в состоянии спасти Грецию, то такую возможность может рассмотреть Евразийский союз во главе с Россией.