Медведев в политике ассоциируется с Горбачевым

Президент снова показал себя человеком позы и фразы, которому слишком нравится публичная роль

Публично озвученная и показанная в эфире «встреча со сторонниками», проведенная Дмитрием Медведевым в минувшую субботу, с точки зрения его имиджа и интересов его популярности, – серьезная и тактическая, и технологическая ошибка. Но с точки зрения выявления рисков и подводных течений принятой властной формулы, в которой Медведев остается премьером при Путине, это – полезная ошибка.

Само по себе начало встречи Медведев провел вполне достойно, внятно и солидно объяснив, почему он отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост президента на выборах 2012 года и согласился на формулу «обращенного тандема». Рассуждая на эту тему, он действительно выглядел и как реальный политик, и как серьезный и ответственный государственный деятель.

Но по мере того как его выступление подходило к концу, сквозь речь политика начинали пробиваться ноты некого сожаления, сводившиеся к мотиву «но я все равно буду». Формально это подавалось как уверение «все равно буду проводить свой курс». Но поскольку то, что можно назвать «курсом Медведева», в основном выглядело как борьба в публичном пространстве за наращивание своего авторитета, сбор сторонников и противопоставление своего «курса» «курсу Путина», то, хотел он этого или нет, но читалось это именно как обещание продолжить делать ровно то же. И это впечатление подкреплялось вкрапленными в речь слегка завуалированными выпадами в адрес линии или как минимум стиля Путина.

Т. е. упомянутая встреча стала для Медведева не столько очередным (третьим публичным) объяснением своего отказа от борьбы за высший пост в стране, сколько заявлением о том, что он намерен продолжать эту борьбу, но в других формах. И, одновременно, публичным призывом к сторонникам объединиться вокруг него, призывом к созданию собственной партии – не в ее формально-юридическом (в России – кастрированном) значении, а в собственно политическом.

И это – ошибка Медведева, потому что он показал себя, во-первых, человеком, договоренности с которым как минимум не вполне надежны. Ты как будто бы подписываешь с человеком мирное соглашение, договариваешься об условиях и определенных компенсациях, гарантируешь ему определенное место и положение взамен покидаемых, а он в ответ через две недели вновь собирает некую дружину и начинает публичное слегка закамуфлированное противостояние, хотя и чуть ретушированное словами о дружбе с тобой и единстве политических взглядов.

Во-вторых, Дмитрий Анатольевич в очередной раз заявил о себе как о человеке просто непоседливом, человеке позы и фразы, который не имеет навыка и склонности к усидчивой, спокойной и серьезной работе. Строго говоря, Россия в свой республиканский период не один раз сталкивалась с коллегиальным правлением: так было после 1924 года, после марта 1953 года, после октября 1964 года. И каждый раз из рядов правящей коллегии выделялся и побеждал во внутренней борьбе не тот, кто был лучшим трибуном, публичным деятелем и генератором инициатив, а в первую очередь тот, кто был реальным организатором, умеющим «поставить работу» и завоевать авторитет у собственно рабочего персонала.

Медведев, судя по всему, этого делать как самостоятельная фигура не умеет, ему это скучно. Ему слишком нравятся публичные роли и публичное пребывание в роли, что, в конце концов, с одной стороны, вызывает у обычного гражданина, а не только политического аналитика, ассоциацию с худшим, что можно представить, – с Михаилом Горбачевым. Хотя отдельные эксперты сравнивают его с Брежневым…

Медведев не понял, что именно это не дало ему возможности утвердиться в статусе президента, не понял, что по отношению к нему поступили щадяще, оставив ему шанс и дав возможность попрактиковаться на второй должности. И вместо того, чтобы осваивать навыки реального руководителя, Дмитрий Анатольевич вновь занялся публичной суетой.

При этом, с одной стороны, то, что он огласил на встрече как свои будущие намерения, целиком вписывается в этот жанр громких, но большей частью бессмысленных или просто неумных заявлений.

Единовременная смена «всех министров», если это – не смена их на их же заместителей, или не смена одного партийного министерства на министерство другой партии (т. е. на их инопартийных дублеров), приводит лишь к полному коллапсу текущей работы и заставляет все министерства не работать, а разбираться в делах года полтора-два из отведенных им сроков.

Другой его постулат – «создать большое правительство» совместно с парламентом и правящей партией, принимающей участие в управлении. Если иметь в виду расширение круга лишь принимающих участие в выработке и отработке решений, то частично это – компилят путинской идеи «народного фронта» и работы его представителей в комитетах парламента совместно с депутатами, частично же – вообще непонятно что. Если речь идет о поиске новых форм, идей и решений, определенном соучастии во власти, то по природе такими формами являются парламент и входящие в него партии. В России есть еще и Общественная палата. Тут важнее было бы создать возможности существования нормальных партий и нормального парламента, а не дублировать одну структуру другой, воспроизводя круг за кругом пороки дублируемой.

Кстати, если предположить существование такого «большого правительства», возникает один из самых простых вопросов: будет их деятельность платной или бесплатной? Зарплату они будут получать или нет? Если нет, то и работать в таком правительстве смогут лишь те, кто в зарплате не нуждается, т. е. представители известных социально-имущественных групп. Если да, то можно лишь порадоваться за наш бюджет: очевидно, других проблем у него уже не осталось. Тоже интересно: будет ли оклад члена этого т. н. «большого правительства» больше оклада врача или педагога? Или меньше?..

Не говоря уже о том, что с точки зрения управления такие «широкие» образования при власти имеют некий смысл при парламенте, но абсолютно противопоказаны вокруг правительства как исполнительного органа. Ему они могут лишь мешать работать.

Озвученная Медведевым идея не брать на работу в правительство людей, не владеющих современными информационными технологиями, вообще выглядит эпатажем недоучившегося подростка. Если речь идет о серьезных технологиях наподобие программ, позволяющих спроектировать город, полет космического корабля или рассчитать орбиту звезды, то этим вряд ли должны заниматься члены правительства. Ими не владеет и сам Дмитрий Анатольевич. Если же речь идет об умении работать с программами Word, Excel и делать записи в «Твиттере», то, при всей полезности и распространенности этих навыков, требовать их присутствия в обязательном порядке у министров – это все равно как если бы 50 лет назад от них требовали умения печатать на машинке, а также лично на рабочем месте оперативно перед важной встречей выгладить свой костюм.

Возьмем два других заявления Медведева: обещание после выборов реформировать «Единую Россию» и требование к каждому человеку интересоваться современным искусством. Эти заявления вообще заставляют задуматься о том, понимает ли уходящий президент, чем должен, а чем не должен заниматься премьер-министр либо иной руководитель страны. Мы дожили до правительства, которое будет определять, каким искусством нужно интересоваться каждому человеку? Именно это в просторечии и называется тоталитарным обществом. Во всяком случае, как кажется, таких директив не удастся найти ни у одного из предыдущих руководителей республиканской России.

Что касается обещаний реорганизовать «Единую Россию», то к ней, конечно, можно высказать множество претензий. Только, во-первых, реорганизация ее как формально все же политической партии вообще не входит в должностные компетенции президента или премьера. Это – дело только самой партии и ее руководства. Медведев же, даже для того, чтобы просто поставить вопрос о реорганизации этой или иной политической партии, для начала должен войти в эту партию, стать ее членом.

Если же предположить, что некая партия реорганизуется решениями государственного руководителя, то это значит, что это – не партия, а государственная структура. В чем, впрочем, общество и так обвиняет «Единую Россию». Медведев решил это подтвердить? Его дело. Только если «ЕР» – не политическая партия, то и в парламентских выборах она принимать участия не может.

Дмитрию Анатольевичу с точки зрения и политических технологий, и политбюрократической логики, думается, нужно было спокойно работать до окончания срока его президентских полномочий, а потом спокойно возглавить правительство и начать работать не как публичному политику, а как премьеру, хозяйственному и экономическому руководителю. Поменьше шуметь и пытаться показать реальные результаты: ведь все то, что он пока считает успехами своего президентства, было если и успехами, то премьерства Путина и системы Путина, а Медведев тут просто был ни при чем.

Поднятая им публичная суета на бывшей шоколадной фабрике с «шоколадной» публикой, собравшейся в качестве его сторонников, пока лишь демонстрирует его непоседливость, отсутствие политической выдержки и непонимание ритма и логики политической жизни. Зато становится более-менее понятным то, что несет с собой его потенциальное премьерство, – шум, суета, эпатажные заявления.

Понятно и то, кто готов ему присягнуть: те, которые «в шоколаде», и по своим устремлениям, пониманию проблем и интересов общества от этого общества предельно далеки и далеки от подавляющего его большинства. Конкретно – это ректор ВШЭ Кузьминов, которому страна обязана отторгаемыми ею ЕГЭ и «болонской» дезорганизацией высшего образования, Сванидзе, ненавидящий Россию и ее историю, и другие им подобные фигуры. На встрече были и не столь одиозные люди, но те, кто туда пришли и кого туда пригласили, – это привычные завсегдатаи престижных презентаций и приемов. В них, судя по всему, Дмитрий Медведев видит страну, из них набирает свою политическую армию, их интересы намерен выражать…

Если он хотел вернуть себе доверие либералов, то они в ответ на эту новопрезентацию лишь высмеивают его. Для тех же, кто ему не верил и видел в нем угрозу для страны, он лишь дал почву укрепиться в их оценке Дмитрия Медведева. Путин, надо думать, свое обещание выполнит и сделает его премьером, – просто потому, что он это обещал. Но, судя по тому, что Дмитрий Анатольевич настроен и дальше кошмарить страну своими театральными представлениями, он может оказаться в новом кресле ненадолго. На мой взгляд, чем меньше – тем лучше.