Миротворец Обама начал новую войну

Барак Обама, лауреат Нобелевской премии мира, получивший ее авансом за обещания остановить войны в Ираке и Афганистане, начинает новую войну за пределами США. Президент уведомил Конгресс о том, что «ограниченный контингент» американских «военных экспертов» будет введен в Уганду. Американским спецназовцам предстоит координировать действия ВС трех государств для «очистки» местности от «Господней армии сопротивления» Джозефа Кони. Эта «армия» уже 24 года терроризирует регион и угрожает прокладке трансафриканского нефтепровода.

США начинают новую силовую акцию за рубежом, на сей раз в Африке. Целью станет не Сомали, Зимбабве или Нигерия, а Уганда. Точнее, вся территория вокруг этой бывшей британской колонии в Центральной Африке, включая Северное Конго, Южный Судан, Центральноафриканскую республику. В этой местности уже почти четверть века действует уникальная организация: христианская «Господня армия сопротивления». Радикалы-теократы под руководством «живого воплощения Святого Духа» Джозефа Конитерроризируют регион, добиваясь установления в Уганде государства, основанного на 10 заповедях, а не на светском праве или шариате. В идеологии организации элементы христианского учения сочетаются с традиционными африканскими верованиями. Между делом члены секты-армии практикуют каннибализм, похищения детей, массовые убийства с изнасилованиями и прочие традиционные для «свободной Африки» развлечения. Уже четверть века «Господня армия сопротивления» является источником непрекращающейся резни в регионе.

Вооруженные формирования Уганды и сопредельных стран уже не раз пытались уничтожить ГАС, но те, пользуясь безоговорочной поддержкой самой крупной угандийской народности (ачоли), растворяются в джунглях, свободно перенося лагеря из одной страны в другую. Потери восполняются за счет подростков-ачоли. Ежегодно «Сопротивленцы Господни» похищают в среднем по тысяче детей, которых превращают в боевиков, слуг и секс-рабов. По идеологии организации, новое общество можно построить только из детей, не тронутых грехами современного мира. Среди ритуалов инициации для «новобранцев» – поедание «рекрутами» своих родственников. Пленных прочих национальностей они обычно истребляют с особой жестокостью или делают рабами.

В 2008 году Демократическая Республика Конго (ДРК), Уганда и Южный Судан заключили военный союз, чтобы совместными усилиями расправиться с последователями «живого воплощения Святого Духа». Официальным поводом стало нападение боевиков ГСА на деревню Мабанга, где было перебито немаленькое армейское подразделение и более 300 мирных жителей. По меньшей мере, 80 подростков были похищены. Однако операция не принесла существенных результатов. Год назад Human Rights Watch объявила о новых массовых убийствах в Конго, совершенных неохристианскими боевиками.

Гражданская война, центром которой стала «Господня армия сопротивления», за 24 года унесла несколько десятков тысяч жизней, боле 2 миллионов человек стали беженцами. В самом начале становления ГАС, ее боевики в открытом противостоянии с угандийской армией дошли до самой столицы – Кампалы, но были рассеяны артиллерийским огнем. Лидер группировки ГАС Джозеф Кони объявлен в розыск Международным уголовным судом по обвинениям в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Хаос в Уганде, который сеют четверть века боевики ГАС, удачно дополняется периодически то разгорающейся, то затухающей войной в Судане (в результате которой Южный Судан получил независимость). Конго с 60-х годов пережило примерно 7 гражданских войн, и такого рода активность в этих местах не утихает, несмотря на официальные перемирия и прочие «ограничители».

В этот-то «клубок змей» и решил направить «ограниченный контингент» чернокожий американский президент, чьи родственники были выходцами из соседней Кении. Как сообщает «Коммерсант», в специальном послании Конгрессу США президент сообщил, что американские военные консультанты будут оказывать помощь в борьбе с христианскими фанатиками военному союзу Уганды, Центральноафриканской Республики, Демократической Республики Конго и Южного Судана. Как особо заметил Обама, американские спецназовцы не будут принимать непосредственное участие в боевых операциях. Официально их роль – работа «военных советников» и инструкторов. Обама уведомил конгрессменов постфактум: часть контингента уже прибыла в Африку, остальные «советники» прибудут в течение месяца.

Бывший соперник Барака Обамы, республиканец Джон Маккейн пришел в ужас от сообщения о том что его страна ввязывается в новую войну. «Меня беспокоит, что лучшие намерения могут привести нас к обязательствам, от которых затем мы не сможем отказаться…Я помню Сомали. Я помню Ливан», – заявил сенатор в интервью CNN. Маккейн напомнил, что 100 тысяч американских солдат и офицеров воюют в Афганистане и еще тысячи по-прежнему не выведены из Ирака, а военный бюджет страны давно трещит по швам: страна может не вынести новой войны, в первую очередь, экономически.

По мнению экспертов, официальное объявление Обамой об отправке «военных советников» в Уганду преследует сразу несколько целей. Во-первых, помимо «официальных» советников будут задействованы и многочисленные частные военные компании, которым нужна новая работа после вывода войск США из Ирака. Хоть большая часть работы, которую раньше выполняли в этой стране американские военные, и легла на плечи «частников», этого оказалось недостаточно, чтобы занять безмерно расплодившийся после 9/11 контингент «помощников».

Второй, и еще более важной причиной может оказаться желание США обезопасить маршруты нефтяного экспорта из Южного Судана. Эту страну, отделившуюся от Судана и провозгласившую независимость в июле, США считают своим ключевым союзником в регионе. Именно американцы в течение нескольких десятилетий лоббировали создание суверенного Южного Судана, поддерживали сторонников независимости в их многолетней войне с Хартумом, а президента Судана Омара аль-Башира считали исламским радикалом и спонсором международного терроризма.

Власти нового государства воспринимают Вашингтон как главного стратегического союзника и даже готовы предоставить свою территорию для создания военной базы США – крупнейшей в Африке. Кроме того, американские корпорации разрабатывают амбициозный «проект века» – строительство нефтепроводов из Южного Судана на атлантическое побережье Африки, в Камерун. Оттуда нефть могла бы доставляться на танкерах в США, чтобы война начала наконец-то приносить прибыть США, а не разорять все больше эту страну.

В отделившихся южных провинциях находятся основные нефтяные месторождения ранее единого Судана, обеспечивавшие от 65% до 80% экспортных доходов Хартума. Сейчас единственный существующий нефтепровод с Юга идет на Север, в Порт-Судан. Главным препятствием на пути трансафриканского нефтепровода оказались Джозеф Кони и его боевики. В последнее время они переместили свои лагеря именно на территорию Южного Судана. В последние годы они даже захватывали пригороды столицы нового государства – Джубы.

Добавим, что деятельность ГАС вдохновила многих западных художников на создание комиксов, мультфильмов и полнометражных кинокартин. А в родной Джозефу Кони Уганде уже снимаются полнометражные боевики (!) о его «злодеях», со спецэффектами, не уступающими голливудским