За что осудили на 7 лет Юлию Тимошенко?

Самое громкое событие недели произошло на Украине — там Печерский районный суд вынес приговор по делу бывшего премьера правительства Юлии Тимошенко, признав ее виновной в превышении служебных полномочий на миллионы долларов при заключении соглашений по газу с Россией.

Таким образом украинской политической жизни возвращен присущий ей карнавальный характер, а также создан невиданный ранее в мировой практике судебный прецедент когда осуждают за межгосударственные соглашения, продолжающие действовать и по сей день.

В день, когда Юлии Тимошенко должны были объявить приговор по так называемому «газовому делу», в Киев с официальным визитом прилетел президент Словении. Между этими двумя событиями не было совершенно никакой связи. Кроме, пожалуй, совершенно случайной — сумма всего годового товарооборота между Словенией и Украиной, о которой объявил на переговорах Виктор Янукович, оказалась такой же, что по приговору суда, должна была возместить осужденная Тимошенко — около 200 миллионов долларов. Такую сумму Юлия Тимошенко должна отдать компании «Нафтогаз Украина» за причиненный, как выразился суд, «ее действиями ущерб». Кроме этого, суд согласился с доводами прокурора и назначил ровно то наказание, которое и требовал государственный обвинитель.

«Суд постановил: Тимошенко Юлию Владимировну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 365-й части 3-й уголовного кодекса Украины. Назначить ей наказание в виде 7 лет лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций на срок три года», — зачитал приговор судья Печерского районного суда г.Киева Родион Киреев.

Все это время из зала суда шла прямая телетрансляция, и Юлия Тимошенко, несколько раз и до этого пытавшаяся перебить судью, в очередной раз, не обращая внимания на то, что зачитывание приговора все еще продолжалось, обратилась к своим сторонникам с призывом к активным действиям.

«Никакой приговор меня не остановит. Мы будем бороться и защищать мое честное имя в Европейском суде. И я убеждена, что Европейский суд по правам человека вынесет законное, правомерное решение», — заявила Юлия Тимошенко.

В этот момент Юлию Тимошенко услышали во многих местах. Во-первых, ее сторонники, заранее собравшиеся перед зданием суда и после этого, попытавшиеся взять его штурмом. Правда, бессмысленность прорыва в зал, похоже, понимали и сами пикетчики, и украинские милиционеры, числом явно их превосходившие.

Во-вторых, услышал выступление Юлии Тимошенко в суде и Президент Украины Виктор Янукович. Он считает, что для подсудимой еще не все потеряно. Это ведь только суд первой инстанции.

«Уголовное дело расследовалось правоохранительными органами Украины и логически завершилось решением суда. Безусловно, решение суда было в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса. Но это не окончательное решение, впереди еще апелляционный суд, — сказал Виктор Янукович. — Это, безусловно, прискорбный факт, который препятствует вопросам европейской интеграции Украины. Он вызывает обеспокоенность в Европейском союзе, и я хочу сказать, что мы хорошо понимаем, почему это так».

Вопрос о приговоре Тимошенко Януковичу задали на пресс-конференции по итогам визита в Киев Президента Словении — одного из членов Евросоюза. Хорошо знакомому с «газовым делом» Тимошенко 2009 года.

Тогда, после того, как Украина стала подворовывать газ, идущий в Европу транзитом через ее территорию, Словения, как и еще 16 стран Европы, в новогодние праздники, в буквальном смысле, чуть не замерзла. В те дни словенцы получали из транзитной трубы, лишь 10% от нужного ей объема российского газа. И обвинения Тимошенко в превышении власти при подписании в январе 2009-м газовых контрактов с Россией, звучат странно. И за что ей дали 7 лет, непонятно.

«Если судить по материалам средств массовой информации, то обвинительный приговор вынесен за подписание контрактов с Россией по газу. Во-первых, Тимошенко ничего не подписывала. Контракты подписаны на уровне хозяйствующих субъектов — «Газпромом» и контрпартнером «НАКом Украины». Во-вторых, самое главное не в этом заключается. Самое главное заключается в том, что эти контракты коммерческие подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины и международными правилами, международными нормами», — отметил Владимир Путин.

Контракты, подписанные «Нафтогазом» и «Газпромом», в 2009-м, по сути, разблокировали ситуацию, созданную украинским президентом тех лет Виктором Ющенко, когда Украина могла оставить Европу без российского газа.

«По определению цены на газ там применена точно такая же формула, как аналогичных контрактов с другими европейскими партнерами. Но что очень важно, это то, что впервые за многие годы сотрудничества с Украиной мы разделили контракт на поставку газа в саму Украину и на транзит в страны Евросоюза, — подчеркнул российский премьер. Он отметил, что это принципиальный вопрос, «потому что это не связывает какие-то спорные двусторонние отношения между Россией и Украиной в газовой сфере с транзитом нашего газа в европейские страны». Владимир Путин считает, что ставить под сомнение весь этот комплекс договоренностей, «опасно и контрпродуктивно».

Россия увидела в вынесенном Тимошенко приговоре антироссийский подтекст и большей частью — экономическую, для пересмотра договорённостей, подоплеку суда над ней. Запад же увидел в этом политику, по сути согласившись с украинской оппозицией, утверждающей, что таким образом президент Янукович убирает конкурента в лице Тимошенко на будущих выборах. Даже генсек ООН Пан Ги Мун заявил о своей «серьезной озабоченности юридическими процедурами в отношении Тимошенко».

«Европейский союз глубоко разочарован приговором, который вынес Печерский суд Украины Юлии Тимошенко. Этот приговор стал результатом суда, который не уважал международные стандарты, предусматривающие справедливое, прозрачное и независимое разбирательство, к которому мы ранее неоднократно призывали», — сказала пресс-секретарь высокого представителя Европейского союза по внешней политике и политике безопасности Майя Косьянчич.

«Вы продолжаете использовать государственные институты для преследования сторонников оппозиции. Это не путь в Европейский Союз», — заявил депутат европейского парламента от Германии Михаэль Галлер.

Мировая пресса принялась обсуждать, что же делать с украинской Фемидой и самой Украиной. И здесь примечательна статья в британской «Гардиан», которая, по сути, повторила мысли сразу нескольких европейских политиков из числа поклонников футбола о бойкоте.

«Учитывая, что в будущем году Украина собирается принимать у себя Чемпионат Европы по футболу, приговор бывшему премьер-министру Тимошенко в связи со злоупотреблением властью открывает Киев давлению со стороны ЕС», — пишет «The Guardian».

В Евросоюзе, похоже, ожидали, что после такого единодушного осуждения, руководство Украины сделает все для освобождения Тимошенко из СИЗО. Ожидания эти усилились, когда уже на следующий день Виктор Янукович заговорил о том, что необходимо декриминализовать статью, по которой сидит Тимошенко.

«Сам закон и эта 365-я статья, которую уже во многих странах мира уже отнесли к уровню административных нарушений, или вопросов политических, и если вы мне зададите вопрос, соглашусь ли я с этим или нет, безусловно, соглашусь», — заявил Виктор Янукович.

Но в тот же день стало ясно, что выпускать Тимошенко пока никто не собирается. Мало того, ей предъявили еще одно обвинение. По мнению следствия, корпорация «Единые энергетические системы», которой Юлия Тимошенко руководила в середине 90-х, подписала с российской стороной ряд договоров на закупку природного газа. По заявлению представителей службы безопасности Украины, часть полученных средств она вывела на зарубежные счета. В августе 2006-го, бывший в те годы премьер-министром Украины Павел Лазаренко был приговорен к 9 годам тюрьмы за отмывание денег. Сейчас он под домашним арестом в своей квартире в Сан-Франциско. Срок содержания его под стражей истекает в январе 2012. На Украине Лазаренко и его сообщнице Тимошенко грозит 12 лет лишения свободы. И сроки давности по этому делу, как уверяют украинские следователи, не истекли.

«Она перечислила на указанные счета иностранной компании за границей более 1 млрд. долларов. В дальнейшем Юлия Тимошенко организовала перечисление этих средств на счета учрежденной ею компании и на личные счета Лазаренко в швейцарских банках. Часть средств была перечислена на личный карточный счет Тимошенко», — сообщил начальник главного следственного управления службы безопасности Украины Иван Деревянко.

Сразу после первого допроса уже по этому делу Юлия Тимошенко через адвокатов из Следственного изолятора обратилась к своим сторонникам с призывом устроить в Киеве акцию неповиновения властям, такую же масштабную, как это было во время «оранжевой революции».

Но нового Майдана, похоже, не получится просто технически. На самой известной, еще по «оранжевым революциям», центральной площади Киева вот уже несколько месяцев митинги проводить невозможно. Майдан давно занят. Один из украинских телеканалов, близких Виктору Януковичу, с весны 2011 проводит здесь бессрочный танцевальный марафон. Для чего здесь выстроили огромную сцену. Начался этот марафон, по стечению обстоятельств, как раз в то время, когда Юлию Тимошенко только-только начали вызывать на первые допросы в украинскую прокуратуру. После оглашения ей приговора сцену, перегораживающую площадь, разбирать не стали. Танцевальный марафон в Киеве продолжается.