«Хизбалла»: что дальше?

После войны с Израилем 2006 года многие арабы начали рассматривать эту шиитскую организацию как единственную на Ближнем Востоке силу, способную противостоять ненавистному «сионистскому врагу» и даже разбить его на нескольких фронтах, пишет Даниэль Нисман в газете Jerusalem Post. Красноречивые снимки с изображением подбитых танков «Меркава» и похорон погибших солдат и гражданских лиц способствовали появлению в суннитском мире нового героя. Это произошло даже вопреки тому, что «Хизбалла» — чисто шиитское образование и многие рассматривают ее как иранскую марионетку.

Война привела к разрушению целых районов Ливана, однако исламские фундаменталисты эффективно использовали и дополнительный политический капитал, полученный в результате обмена наших павших солдат и одного живого подполковника на своих людей, находившихся в наших тюрьмах. Это помогло им свергнуть прозападное правительство Саада Харири и отправить его партию в оппозицию.

Однако события «арабской весны» поколебали безмерный авторитет «Хизбаллы» как в Ливане, так и во всем регионе. Поддержка, которую она оказывает режиму Асада, несмотря на его карательные меры против сторонников реформ, тотчас показали всему миру, что эта организация защищает жесточайшего поработителя своего народа. Естественно, у ее вождя Насраллы нет выбора: ведь Сирия — главный поставщик вооружения и финансовых ресурсов, оказывающая «Хизбалле» всемерную поддержку на международной арене. Недавно сторонники сирийской оппозиции сообщили, что члены шиитской организации помогают Асаду в подавлении демонстраций протеста — вполне вероятно, при участии членов иранской революционной гвардии.

В самом Ливане антисирийским демонстрациям у посольства Дамаска и в других местах противостояли дружные ряды членов «Хизбаллы», размахивавших сирийскими флагами. Часто они заканчивались насилием с их стороны. В ответ на безоговорочную поддержку шиитским образованием осажденного со всех сторон диктатора, блогеры от оппозиции заполнили Всемирную паутину карикатурами и видеосюжетами, низвергающими эту партию и ее лидеров.

Но на этом все беды «Хизбаллы»не закончились. Недавно были повсеместно опубликованы результаты следствия, проведенного Специальным трибуналом по Ливану по делу об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири. Он пришел к выводу, что в этом покушении замешаны четверо высокопоставленных членов «Хизбаллы». Официальное обвинение в таком злодеянии привело к падению авторитета организации и нанесло серьезный удар по ее репутации. Многие жители Страны кедров потеряли доверие к ней.

В стране и за рубежом давно подозревали «Хизбаллу» в ликвидации главы правительства, проводившего антисирийскую политику. А публикация результатов расследования во многом усилила недовольство общественности ее деятельностью. Руководству «Хизбаллы» не оставалось ничего другого, как обвинить международный трибунал в пособничестве США и, естественно, «сионистскому режиму».

Однако, прежде всего, это организация прагматичная, которая сделает все от нее зависящее для укрепления власти шиитского населения. Она также постарается убедить своего главного покровителя, тегеранский режим, что у него по-прежнему есть верный союзник на берегах Средиземного моря.

С тех пор как известный шиитский священнослужитель выпустил фетву, определившую, что религиозная община алавитов проповедует еще одно направление в исламе, режим Асада интенсифицировал поставки «Хизбалле» оружия — в том числе создал для нее большие запасы ракет дальнего радиуса действия и «скадов». Естественно, все они будут использоваться против Израиля в будущем военном конфликте.

После того как всем стало предельно ясно, что режим Асада рухнет в скором времени, ливанская террористическая организация и Тегеран поняли, что их попытки спасти его вполне могут оказаться тщетными. И тогда, как полагают многие эксперты, они могут прибегнуть к излюбленному методу — устроить крупную провокацию на израильской границе, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от своих делишек. Это могло бы помочь Асаду раз и навсегда покончить с оппозицией.

С другой стороны, создается впечатление, что такие действия могут быть ими отложены на некоторый период. Недавно «Хизбалла» и Иран пошли на беспрецедентный шаг: они призвали Асада начать реформы. Это нечто невероятное в современной истории как указанной организации, так и покровительствующего ей режима. Более того, появились сообщения о попытках Тегерана вступить в контакт с некоторыми руководителями сирийской оппозиции.

Вероятно, это делается для того, чтобы прощупать возможность установления отношений с ней — на всякий случай, так сказать…
Если «Хизбалла» предаст Асада, ей тоже придется искать новых партнеров в рядах сирийского движения сопротивления. Если таковых не найдется — а в Сирии большинство граждан принадлежат к суннитской ветви ислама, — то отвлекающая внимание война с Израилем вполне может встать на повестке дня. Предлогом для этого вполне может стать новый виток напряженности между Ливаном и его южным соседом, связанный с демаркацией прибрежной экономической линии на море. Тогда шиитская террористическая организация атакует, например, буровые установки Израиля у его берегов.

Однако, даже несмотря на народное восстание в Сирии и дискредитацию «Хизбаллы» в результате публикации выводов Специального трибунала по Ливану, очень мало шансов, что ее удастся отстранить от власти. Дело в том, что эта группировка обладает явным военным и политическим превосходством над всеми остальными силами страны. К тому же большая часть ливанского общества как огня боится возврата к ужасам еще памятной всем гражданской войны. Саад Харири, сын убитого премьер-министра и бывший глава правительства, использовал свое положение лидера оппозиции и призвал шиитскую организацию выдать правосудию ее членов, замешанных в организации теракта, и сложить оружие. Ну и что?..

В стране поднялась волна критики «Хизбаллы», однако никто не верит всерьез, что она пойдет на сотрудничество с указанным трибуналом и примет во внимание его выводы. Хуже того, ходят упорные слухи, что и ливанская армия почти полностью находится под ее влиянием. Таким образом, исключаются любая вероятность, что организация может сдать свои позиции.

В то же время сами ливанские политики разделены в соответствии с принадлежностью к своим секторам. Это означает, что выиграет именно «Хизбалла», использующая поддержку шиитского населения страны и партии друзов, суннитов и христиан, пока они остаются членами правительственной коалиции. Понятно, что Харири никогда не призовет своих сторонников выйти на улицы — из опасения, что это может привести к новой гражданской войне, сотрясавшей страну в течение нескольких десятилетий. Оппозиция осознает, что шиитская организация будет воевать до победного конца и никогда не сдастся. Это стало предельно ясно еще в 2008 году, когда она ненадолго захватила Бейрут, после того как ливанское правительство попыталось убрать ее средства связи из местного международного аэропорта. Тогда погибли несколько десятков человек, а «Хизбалла» продемонстрировала свою способность быстро установить контроль над всей страной.

Следует признать, что ее военно-политическое влияние и гигантские склады с оружием никуда не денутся в обозримом будущем. Несмотря на пламенно-обличительные выступления против нее со стороны оппозиции, словесные баталии между Харири и Насраллой никогда не перейдут в серьезную конфронтацию. Первому практически нечего противопоставить оружию, идеологии и прекрасной организованности группировки второго.

В своей борьбе за власть «Хизбалла» использует «реальную политику» в самой примитивной форме. При этом оппортунизм и страхи стали противовесом любой идеологии. Наглядным результатом этого является переход на сторону «Хизбаллы» ее бывшего противника Валида Джумблата и его друзской фракции.

Несомненно, большая часть цивилизованных государств никогда не станут сотрудничать с правительственной коалицией, член которой замешан в убийстве премьер-министра страны и содержит собственную армию. Ливан явно не похож на другие страны. Но не стоит успокаиваться и думать, что даже если «Хизбалла» и заинтересована сегодня в сохранении мира, то такое положение сохранится впредь. В любой момент, почувствовав, что ее выживание находится под угрозой, «Хизбалла» без колебаний посеет хаос и создаст взрывоопасную ситуацию на нашей северной границе.