Орлиное племя Латинской Америки

Наши соотечественники, не в пример иностранным гражданам, обожают обсуждать политические темы. О самих себе мы говорим, что, дескать, русские на работе говорят о женщинах, а дома о политике. В годы советской власти местом такой «политической активности» были кухни, где обсуждались все проблемы мироздания. Нынче масштабы кухни выросли до мегаразмеров интернета. И одной из постоянных тем дискуссий остается роль личности в истории, ее влияние на жизнь народа. Тема — бездонная и вечная.

Марксизм трактовал ее просто и безапелляционно, дескать, личность — речь всегда шла о личности, вознесенной на вершину власти — выражает интересы, надежды и чаяния самых широких народных масс, то есть общества, народа. Именно так писал Г. Плеханов в канонической статье «К вопросу о роли личности в истории». Но такая трактовка никак не вязалась с вопиющей правдой жизни, которая неумолимо убеждала нас: личности радикальным образом влияют на ход истории, ускоряя или замедляя его, формируют менталитет целых наций. Масштаб исторической личности оказывается таким фактором, который иной раз воздействует на целые эпохи — Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон, Сталин… Чем измеряется этот масштаб? Почему, как поется в песне, исторические мгновения, «свистящие у виска» одним личностям несут бессмертье, а другим позор и бесчестье?

Наверное, не я один был поражен чудовищным оскудением качества «исторической» личности к концу советской эпохи. По сей день нельзя без недоумения слушать разглагольствования М. Горбачева о политике, в которой он оказался законченным неумехой, отвергнутым народом. Да и практически все тогдашнее Политбюро дало пример политической деградации. Из «коммунистов» все превратились в одночасье в «демократов», из интернационалистов — в жгучих националистов… Разумеется, место им будет отведено на помойке истории. И в то же время такая личность, как Че Гевара, несмотря на неудачу всех его инициатив и трагический конец, стала почти мировым символом молодежи.

Мои друзья и знакомые, знающие, что мне довелось работать почти 15 лет в странах Латинской Америки, общаться, в том числе, и с Че Геварой, нередко спрашивают, почему история стран этого далекого континента изобилует яркими историческими личностями, в то время как другие регионы испытывают их явный дефицит? Иной раз я ограничиваюсь рассказом об одном эпизоде, связанном с Эрнестом Че Геварой, который впервые попал в СССР поздней осенью 1960-го. Мне довелось тогда работать рядом с ним в качестве переводчика. Популярность его зашкаливала все мерки. Мои многочисленные коллеги-«латиноамериканисты» очень просили организовать для них отдельную встречу со знаменитым партизаном. Это совпало с его желанием «посидеть в домашней обстановке с простыми советскими людьми». Однажды мы все собрались за столом в однокомнатной квартире в высотном доме на Котельнической набережной, и главным вопросом к именитому гостю был: «Выстоит ли кубинская революция?». Ответ его запомнился навсегда:

«Я не знаю, выстоит ли она или нет, но я сделаю все, чтобы она победила. Если случится непоправимое, то не ищите меня среди людей, которые найдут убежище в иностранных посольствах. Ищите меня среди тех, кто с автоматом в руках погибнет на баррикадах, защищая свой идеал!».

Вот он, ключ к ответу на вопрос, почему Латинская Америка породила так много героев.

Цельность личности, нераздельность слов и поступков, верность принципам, которыми изначально руководствовалась историческая личность, безоговорочная и бескомпромиссная борьба за высокие, публично заявленные национальные идеалы – основа исторического бессмертия. В странах Латинской Америки больше, чем в других регионах мира, живут в психологии народов традиции благородства коренного населения — индейцев, и занесенные из Европы элементы рыцарства. Население этого огромного и бурно развивающегося континента почти единодушно в отрицании понятия «открытие Америки». В 1992-м, когда мир отмечал 500-летие прибытия каравелл Христофора Колумба к берегам нынешней Доминиканской республики в Латинской Америке, это событие назвали «Встречей двух культур». В 2004-м в Венесуэле было решено назвать день 12 октября – дата высадки моряков Колумба на землю Америки — «Днем сопротивления индейцев», потому что испанцы приплыли в чужую страну отнюдь не с добрыми намерениями, а как завоеватели. В Южной Америке к моменту появления там Колумба существовали развитые государства и сложившиеся цивилизации — инков и ацтеков — со своими законами, нравами и обычаями. Уничтожение их европейскими завоевателями остается величайшим преступлением перед человечеством. Теперь ученые по крохам пытаются восстановить картину варварски разрушенных цивилизаций.

При защите своих отечеств лидеры индейских государств дали образцы, с одной стороны, мужества, а с другой — наивности, вытекавшие из их понимания сущности межчеловеческих отношений.

Например, гибель инкского государства была предопределена тем, что в языке инков даже отсутствовали слова «обман», «вероломство», ибо не было в их жизни таких понятий.

Испанский конкистадор Франсиско Писарро имел под командой «армию» в составе всего 150 пехотинцев, 67 кавалеристов, 2 пушек и 3 солдат с огнестрельным оружием. Ему противостояла армия численностью в сотню тысяч человек. Но он просто обманул императора инков Атауальпу, пригласив его безоружного на переговоры. Тот доверчиво прибыл в испанский лагерь, где его свита была безжалостно изрублена, а сам император оказался пленником. Такое вероломство было просто немыслимо у инков.

За освобождение императора испанцы потребовали, чтобы индейцы наполнили золотом комнату площадью в 35 квадратных метров и высотой в 2,2 метра. Простодушные индейцы почти выполнили ультиматум, но кровожадный Писарро все-таки велел казнить на гарроте 33-летнего Атауальпу, опасаясь, что его освобождение мобилизует индейцев на борьбу. В памяти народа их вождь-страдалец остался умным и благородным узником чести. Он за месяц освоил испанский язык, научился обыгрывать в шахматы своих тюремщиков, стоически принял смерть. А Ф. Писарро стал образцом вероломного предательства и неслыханной жестокости, лжецом. Он был убит там же, в Перу, сыном одного из своих ближайших сподвижников.

Похожая трагедия разыгралась и в Мексике, где завоеватель Эрнан Кортес несколько лет вел войну с ацтеками. Силы были неравными, потому что к испанцам примкнули многие индейские племена, враждовавшие с ацтеками, но защитники города Теночтитлан — так назывался тогда город Мехико — дрались до последней капли крови. Когда их император Монтесума призвал покориться завоевателям, они прикончили его, закидав камнями. Борьбу возглавил его племянник Куаутемок, который и стал национальным героем нынешней Мексики. Он сопротивлялся до конца, но все-таки попал в плен и был подвергнут испанцами жесточайшим пыткам. Его ноги положили на жаровню с раскаленными углями и требовали указать место, где было спрятано золото. Он молчал. Рядом таким же образом пытали его приближенного, который громко стонал и просил выдать испанцам тайну. Куаутемок, презиравший испанцев за их жадность к золоту, только ответил: «Неужели ты думаешь, что я возлежу на розах?». Он был казнен, но его статуя украшает одну из центральных площадей столицы Мексики, а легенды о его борьбе и гибели знает каждый юный житель страны…

Президенты латиноамериканских стран, в жилах которых текла или течет индейская кровь, неизменно доставляют головную боль внешним и внутренним врагам своих народов.

В Мексике, например, в 1861-м президентом был избран Бенито Хуарес, чистокровный индеец из штата Оахака. Он был настолько талантлив, что, несмотря на свое происхождение и необычайно маленький рост в 135 сантиметров, стал одним из самых выдающихся политических деятелей своей страны и всей Латинской Америки. Он прославился тем, что был вынужден противостоять тройственной военной интервенции Англии, Франции и Испании, которые под предлогом принудительного взыскания долгов высадили свои вооруженные силы, оккупировали большую часть страны. А французы даже привезли одного из отпрысков Габсбургов – Максимилиана — и объявили его императором Мексики. Шесть лет упорный Бенито Хуарес вел неравную войну с интервентами, которые не выдержали, наконец, давления и были вынуждены эвакуироваться. Злосчастный «император» был окружен и взят в плен. Суд приговорил его к смерти. Сколько не просили за него европейские монархи и сам папа Римский, Бенито Хуарес был непреклонен: «Мы расстреливаем не личность Максимилиана, а саму идею монархии в Мексике!».

Ныне в Венесуэле пост президента занимает Уго Чавес — тоже индеец по происхождению. Он так же упорен и непреклонен в достижении поставленных задач, как и его далекие предки. Это уже часть национального характера. Секрет его политической живучести заключается в том, что он поднял к общественной жизни подавляющее большинство сограждан, сблизил власть с простыми людьми, положил конец многолетнему разрыву между народом и власть имущими. В ответ на обвинения его в диктаторских замашках Уго Чавес резонно отвечает, что выиграл все выборы — президентские, парламентские, муниципальные, которых на его долю досталось больше, чем любому другому главе какой-либо латиноамериканской страны. Он даже победил на референдуме, который позволяет ему выставлять свою кандидатуру на пост президента страны неограниченное число раз. Такого результата можно добиться, только если политик действительно пользуется поддержкой большинства народа. Он опирается исключительно на демократические процедуры, а вот его многочисленные противники плетут против него заговоры антиконституционного характера.

Под стать ему президент соседней Боливии Эво Моралес – также первый индеец, аймара, который за 400 лет истории страны занял высший государственный пост. Ему выпало решать тяжелейшие застарелые проблемы, унаследованные от предшественников. Тут и иностранное засилье в экономике Боливии, пугающее социальное неравенство, угроза раскола страны, противоречия между коренным индейским населением и влиятельным белым меньшинством. По своей политической нестабильности и числу государственных переворотов Боливия являлась чемпионом среди государств Латинской Америки. Эво Моралес уже шестой год руководит неспокойной страной. Его мандат истекает в 2015-м.

Вместе с Венесуэлой и Кубой Боливия входит в ядро новой политической организации «Боливарианская альтернатива для Латинской Америки» — АЛБА, которая выступает за консолидацию стран континента на основе независимости от США, на базе повышенной социальной ответственности правительств перед своими народами.

Немало героев Латинской Америки вышло из особого этнического слоя, который известен под названием «креолы». Как правило, под ними понимаются испанцы, родившиеся и навсегда оставшиеся жить в странах Латинской Америки.

Среди испанских конкистадоров было немало вульгарных грабителей и жестоких бандитов, которые ставили своей целью только быстрое обогащение. Но, кроме них, в Новый Свет приезжали и те, кто хотел навсегда обосноваться там, подальше от удушающей власти Испании. В течение всего колониального периода, длившегося почти 300 — а для Кубы 400 — лет креолы оставались в Латинской Америке в дискриминируемом положении. На все высшие и наиболее хлебные посты в колониальной администрации приезжали чиновники из метрополии. В то же время вся реальная экономика развивалась усилиями креолов и коренного индейского населения. Креолы были, как правило, образованными людьми, они нередко ездили в Европу, следили за мировой политикой. Для них сильным стимулом для борьбы за свободу стало освобождение Соединенных Штатов от британской колониальной зависимости. Они ждали лишь благоприятного момента, который наступил в 1810-м, когда Испания подверглась наполеоновскому нашествию, и ее власть в колониях пришла в замешательство. Вот тогда креолы подняли знамя национально-освободительной войны. Восстания вспыхивали то там, то здесь. В Мексике их возглавили священники Мигель Идальго и Хосе Морелос, в Аргентине – Сан-Мартин, но все-таки самым знаменитым руководителем борьбы с Испанией стал Симон Боливар, родившийся в зажиточной креольской семье в городе Каракас и в юности поклявшийся посвятить всю свою жизнь делу освобождения Латинской Америки от испанского колониального ига. Проявляя недюжинную энергию и волю, он, начиная с 1810-го, постоянно формировал армии для разгрома испанских сил, терпел поражения и одерживал блистательные победы. Театром его военных и политических операций были территории нынешних Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии — страны, названной в 1825-м его именем.

Ему удалось нанести испанцам решающее поражение и положить конец колониальному периоду в континентальной части Латинской Америки. По ходу борьбы с колонизаторами Боливар стал инициатором отмены рабства на освобожденных территориях, принял закон о наделении землей солдат освободительной армии, стремился создать систему демократического устройства. Во внешней политике его главной целью было создание единой конфедерации всех молодых латиноамериканских государств. Для этого он созвал в Панаме в 1826-м конгресс, к сожалению, окончившийся неудачей. Потому что после освобождения от ига Испании заработали в полную мощь сепаратистские устремления отдельных военачальников и местных вождей, которые обвиняли Боливара в «наполеонстве», «диктаторских замашках». Боливар отказался от всех постов, удалился в провинциальный город Картахена и там умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Знаменитый колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес посвятил последним годам жизни Боливара роман «Генерал в своем лабиринте», где с глубокой симпатией пишет о трагедии великого Освободителя, непонятого своим поколением.

Имя Симона Боливара окружено героическим ореолом, недаром Уго Чавес назвал нынешнюю Венесуэлу «Боливарианской республикой». Однако с его именем, кстати, связаны и трагикомические казусы, в которые попадала советская дипломатия в странах Латинской Америки. Дело в том, что в свое время «Британская энциклопедия» поручила искавшему заработки Карлу Марксу написать несколько статей на букву «Б». В их числе оказались «Боливар», «Бородино» и другие. Не очень шибко подкованный в истории Карл Маркс лихо настрочил требуемые статьи, где нехватку эрудиции компенсировал эмоциональными оценками. Симона Боливара он разодрал в пух и прах, назвав его в итоге «трусливой сволочью». Поскольку советские дипломаты не смели подвергать сомнению оценки «классика», то неосторожно стали цитировать его. Это вызвало массовые уличные протесты у зданий наших посольств в Колумбии, наших дипломатов забрасывали тухлыми яйцами и гнилыми фруктами.

Если бы наш читатель ознакомился со статьей Карла Маркса «Бородино», то у него от обиды появилось бы такое же желание…

Череда героев из числа креолов продолжилась до Фиделя Кастро, отец которого был солдатом испанской колониальной армии, попавшим на Кубу для подавления национально-освободительной борьбы. Но, в конце концов, полюбившим кубинскую землю и кубинский народ и оставшимся там навсегда, где его дети — Фидель и Рауль — стали руководителями глубокой национально-освободительной и социальной революции под лозунгом «Родина или смерть!».

История Латинской Америки окрашена непримиримостью противостоявших сил, что определяло ожесточенность борьбы между ними и обилие трагических развязок. В борьбе за национальное и социальное освобождение патриотическим силам приходилось вступать в схватку с очень сильными, превосходящими их по своей мощи врагами. Сначала это были испанские завоеватели и колонизаторы, а потом США, заявившие через доктрину Монро в 1823-м свои претензии за господство в Западном полушарии. При явном неравенстве сил победу мог принести только героизм, самоотверженность и жертвенность.

Такая ситуация рождает героев. Помните, Владимир Высоцкий сожалел о том, что у нас «буйных мало», то есть героев?

Блестящим примером таких «буйных» в Латинской Америке был, например, Аугусто Сандино, простой, даже неприметный рабочий золотодобывающей шахты на севере Никарагуа. Вся политическая школа его заключалась в шестилетнем проживании в Мексике, где в 1918-м победила довольно радикальная буржуазно-демократическая революция с сильным антиимпериалистическим уклоном, оказавшая на него большое влияние. Когда в 1920-е годы началось движение за освобождение Никарагуа от многолетней американской оккупации, А. Сандино принял в ней активное участие, сформировав вооруженный отряд из крестьян и рабочих. Вскоре выяснилось, что американцам удалось прикормить и припугнуть «штатных» лидеров патриотов, согласившихся на прекращение борьбы с оккупантами. Вот тогда и настал звездный час Аугусто Сандино. Он со своими товарищами отказался от компромисса с американцами и объявил им войну до победного конца. Семь лет партизаны сражались с оккупантами, оставаясь неуязвимыми благодаря поддержке населения и непроходимым джунглям Центральной Америки. Ни угрозы, ни посулы не действовали на этого выдающегося вождя повстанцев. Пришлось американцам убираться из Никарагуа, чтобы спасти свое лицо. Но они оставили там марионеточное правительство, главную роль в котором играл их ставленник Анастасио Сомоса — будущий кровавый диктатор, тогда рядившийся в патриотические перья. А. Сандино поверил, что с уходом армии оккупантов завершена его историческая миссия. Он распустил в 1934-м свою армию, и доверчиво приехал в столицу страны Манагуа для уточнения деталей установления национального мира. Здесь его предательски схватили подручные А. Сомосы и по его приказу убили.

Аугусто Сандино остался примером «химически чистого» патриота. Прошли годы, и в 1979-м в Никарагуа победили его последователи в лице Сандинистского фронта национального освобождения. Сам диктатор А. Сомоса был убит. Это про него даже либеральный Франклин Рузвельт сказал: «Сомоса — сукин сын, но он наш сукин сын!».

Много фильмов и книг посвящены мексиканскому вожаку крестьянских революционных масс Франсиско Вилье, которого чаще всего зовут по-народному «Панчо Вильей». Малограмотный крестьянин сумел сформировать в годы революции 1910-1918 годов мощную «Северную дивизию», наводившую ужас на помещиков-латифундистов. Он был на редкость харизматической личностью, эдаким Робин Гудом, защитником интересов и прав униженных и оскорбленных. Во всех исторических справочниках непременно указывается, что он вторгся на территорию США и атаковал пограничный город Колумбус, но не расскажут, что его толкнуло на это. В 1916-м в этом городишке местный богатый плантатор нанял мексиканцев-гастарбайтеров чистить бензохранилище. Сам американец стоял рядом и бросил в резервуар непотушенный окурок сигары. Раздался взрыв, вспыхнул пожар, в котором сгорели несколько соотечественников Панчо Вильи.

Тогдашнее правительство Мексики ничего не сделало для защиты интересов своих граждан, и Панчо Вилья решил своими силами отомстить американцам за гибель братьев.

Он атаковал Колумбус, убив несколько представителей власти.

Вашингтон пришел в ярость. Наплевал на все нормы международного права и отправил в Мексику карательную экспедицию во главе с генералом Першингом. Целый год колесила американская армия по пустыням северной Мексики в погоне за Панчо Вильей, но население надежно укрывало своего любимца. Так и вернулись американцы с пустыми руками. Панчо Вилья был предательски убит в 1923-м, когда уже отошел от военных забот и занимался строительством сельскохозяйственного кооператива, объединившего 2 тысячи его бывших боевых соратников.

Невероятное политическое мужество и жертвенность проявил и чилийский президент Сальвадор Альенде. Он стал руководителем страны не в результате народного восстания или верхушечного переворота. Нет!

Его избрали совершенно демократическим путем, в строгом соответствии с законами страны. Но как только он посягнул на интересы американских горнорудных компаний, национализировал добычу и переработку меди, на него обрушился шквал ярости Вашингтона.

Чили стала объектом экономической и финансовой блокады, а ее президент — кандидатом на свержение или убийство. ЦРУ накопило большой опыт по части поиска нужных им палачей. В Чили на эту роль был определен генерал Пиночет, который и совершил предательский переворот против законного президента в сентябре 1973-го. Сальвадор Альенде погиб во время штурма дворца Ла Монеда. Официальная версия гласит, что он покончил жизнь самоубийством, хотя не исключено, что его застрелили путчисты.

И вновь, по прошествии времени, Сальвадор Альенде причислен к сонму мучеников за интересы своей родины и народа, а Пиночет оказался в конце жизни под судом за преступления, совершенные им в период его диктатуры.

Мартиролог латиноамериканских патриотов велик. Все они были порождены необычными историческими условиями, в которых формировались страны этого континента, питались его славными традициями, руководствовались великими целями национального и социального блага. Потому без оглядки и шли до самого смертного вздоха. Все они принадлежат к орлиному племени, к тем, кого в Библии называли «солью земли».