В Британии проведут полное расследование по «делу Литвиненко»

В Лондоне начался полноценный дознавательный судебный процесс по делу об убийстве бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко в 2006 году. Коронерский суд решил не ограничиваться формальным удостоверением факта насильственной смерти спецагента и затребовал материалы расследования от британских спецслужб. Решать вопрос о том, кто был заинтересован в гибели диссидента, возможно, будут присяжные.

Судебные власти Великобритании возобновили дознание по делу о смерти в ноябре 2006 года Александра Литвиненко. Слушания прошли в коронерском суде лондонского района Сент-Панкрас и касались формальных вопросов, так как разбирательство по факту радиационного отравления бывшего офицера ФСБ, начатое 30 ноября 2006 года, было сразу же отложено на неопределенный срок.

Судья-дознаватель доктор Эндрю Рид принял решение полностью изучить обстоятельства гибели Литвиненко, дав таким образом ход полноценному уголовному расследованию этой трагедии. В качестве свидетелей в суд будут вызваны агенты британских спецслужб MI-5 и MI-6.

Именно этого добивалась вдова Литвиненко Марина, требовавшая начала полноценного разбирательства от суда, в ходе заседаний которого судья-дознаватель и присяжные должны были установить причину смерти Литвиненко и решить, требуются ли дальнейшие юридические действия. Марина Литвиненко и ее британские адвокаты настаивают на полном расследовании обстоятельств смерти спецагента, указывая на нарушение ст. 2 Европейской конвенции о правах человека, которая гарантирует право на жизнь.

Адвокат Литвиненко Бен Эммерсон назвал в суде убийство супруга его клиентки «актом ядерного терроризма в Лондоне», передает «Би-би-си». На это судья ответил, что он может потребовать проведения расширенного расследования, затребовав письменные показания сотрудников полиции и агентов спецслужб.

«Если предположения о виновности Лугового не соответствуют действительности, то это означает, что к делу причастен кто-либо другой, и я, как судья-коронер, должен буду сделать все для проведения необходимого расследования», — заявил судья Рид.

До слушаний судья утверждал, что присутствие собирается лишь формально удостоверить факт насильственной смерти Литвиненко (публичного заключения о причинах смерти спецагента нет — на раскрытие этой информации был наложен судебный запрет, мотивированный необходимостью уважать чувства родных погибшего) и обсудить общие вопросы дальнейшего разбирательства.

Адвокаты и Марины Литвиненко, и депутата Госдума Андрея Лугового, которого Лондон считает виновным в убийстве, совместно потребовали полного, а не частичного расследования, председательства на слушаниях лорда-судьи и привлечения присяжных, пишет The Independent.

Сейчас, однако, перед присяжными могут быть поставлены дополнительные вопросы, в частности, о том, что послужило причиной смерти Литвиненко и кто мог быть заинтересован в его гибели. Рид уже не исключил, что после того, как присяжные ответят на эти вопросы, дело может быть передано для полноценного рассмотрения в Высокий суд Лондона. В случае начала уголовного процесса материалы с результатами вскрытия также должны быть переданы стороне защиты.

Особенность британской судебной практики такова, что судебное дознание имеет право вызывать свидетелей и устанавливать виновных лиц, но оно не будет выносить приговора.

К тому же в процессе не участвуют защита и обвинение как отдельные стороны, хотя и Мария Литвиненко, и депутат Госдумы Андрей Луговой, которого Королевская прокурорская служба подозревает в убийстве агента-перебежчика, представлены на процессе адвокатами. Они смогут ходатайствовать о рассмотрении тех или иных материалов и вызове свидетелей. Пока что процесс будет основываться на тех материалах, которые были переданы в суд Скотленд-Ярдом в августе.

Судебное заседание было объявлено закрытым на основании кодекса правил коронерских судов 1984 года, позволяющего не открывать для публики слушания, если это противоречит интересам национальной безопасности. Решение судьи позволило российским властям указать, что это делает невозможным присутствие на слушаниях как представителей российского посольства, так и журналистов. Репортеры, однако, в зал были допущены, но без права записывать ход процесса. Сотрудники дипмиссии получили право слова в суде. «Российская Федерация тоже хочет докопаться до истины в этом деле. Прокуратура России готова к сотрудничеству», — заявил в зале суда сотрудник консульского отдела российского посольства Дмитрий Лавров.

Сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, который в 1998 году публично обвинил российские власти в попытке устранить предпринимателя Бориса Березовского, бежал с семьей в Великобританию в 2000 году. В Лондоне он получил политическое убежища, а в 2006 году ему было предоставлено британское подданство. 24 ноября того же года один из самых заметных критиков режима Владимира Путина скончался в лондонской клинике от отравления радиоактивным полонием-210. В ходе расследования прокуроры объявили подозреваемым бывшего агента российских спецслужб Андрея Лугового, которого Россия отказалась экстрадировать в Лондон.

«Дело Литвиненко» стало причиной серьезного ухудшения российско-британских отношений, которые не вышли на уровень начала 2000-х до сих пор.