Новые белорусские законы — механизм для репрессий?

Лидеры белорусских НГО продолжают высказывать оценки новых законодательных инициатив, одобренных белорусским парламентом.

Служба информации «ЕвроБеларуси» попросила прокомментировать новаторства законодательства лидеров белорусских НГО.

Влад Величко, сопредседатель Форума гражданского общества Восточного партнерства, руководитель Международного консорциума «ЕвроБеларусь»:

— Новые изменения в законодательство содержат целый комплекс мер, направленных на ограничение свободы ассоциаций, в целом, и общественных объединений, в частности. Все это вновь подается под соусом обеспечения безопасности. Однако такие действия демонстрируют, что никаких пределов в ограничении свобод граждан в Беларуси не существует.

На фоне подобных законодательных инициатив «дело Беляцкого» уже выглядит частным случаем. То есть, если до сих пор оно было исключительным способом разбирательства с активными представителями гражданского общества, то данным нововведением фактически предлагается узаконить массовые репрессии относительно представителей гражданского общества.

Для четкой оценки того, как предлагаемые новшества отразятся на организациях гражданского общества, нужно определенное время и их правовая экспертиза нашими юристами. Сейчас же можно говорить лишь о духе законодательных инициатив. Но самое неприятное кроется в том, что опять законы, напрямую касающиеся гражданского общества, принимаются без согласований и консультаций с теми, кому они будут адресованы. Ни политические партии, ни общественные организации не видели данного законопроекта и не знали о нем. Общество фактически просто поставлено в известность о решении законодателей.

Ольга Смолянко, директор Центра правовой трансформации:

— Исходя из размещенных на сайте Национального центра правовой информации изменений и дополнений в законодательство, Уголовный кодекс и КоАП предлагается дополнить статьей, предусматривающей ответственность за получение иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Беларуси. Как сказано в законопроекте, ответственность предусматривается за «получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь».

Такие «другие деяния» — слишком широкая формулировка для Уголовного кодекса. С одной стороны речь идет об уже запрещенных законодательством действиях, а с другой — насколько широко поле для применения будет ответственности — не ясно. Такие нечетки формулировки могут повлечь за собой достаточно широкую практику правоприменения.

Поражает то, что, например, получение иностранной безвозмездной помощи на проведение семинаров (вообще без характеристики тем и целей семинаров) и других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, согласно предлагаемым изменениям, может наказываться лишением свободы сроком до двух лет.

Большое возмущение у меня вызывает также внесение в Кодекс об административных правонарушениях, в рамках организации или проведения массовых мероприятий, ответственности за публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия и т.п. действующий закон о массовых мероприятиях дает столь широкую дефиницию, например, собрания (совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы), что любое приглашение встретиться пообщаться, может повлечь административную ответственность.

Меня также пугают формулировки, которые предлагается включить в уголовный кодекс по статьям «Измена государству» и «Установление сотрудничества».
Формулировка в статье 356 «Измена государству»: «либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенные гражданином Республики Беларусь» — не точная, не конкретная, не понятная.

Более того, УК дополняется статьей «Установление сотрудничества со специальной службой». То есть речь не идет о каком-то доказанном шпионаже, а просто о сотрудничестве. То есть сотрудничество не предполагает дальнейших действий, шпионажа, измены государству, так как это предусмотрено отдельными статьями.
Кстати, подобные бумаги о сотрудничестве любят предлагать подписывать в нашем КГБ. Но даже это не значит, что все подписавшие с КГБ сотрудничают.

Сферу правоприменения, возникающую после таких законопроектов, у меня язык не поднимается называть правовым полем. В Беларуси просто вводятся жесткие нормы, закручиваются гайки. Право, оно не дает место предположениям. А согласно новым законодательным инициативам, без конкретной вины люди могут привлекаться к ответственности.

Сергей Дроздовский, координатор Офиса по правам людей с инвалидностью:

— Это чисто волюнтаристское решение. Логика в данном законопроекте вообще отсутствует. Общественные объединения сегодня и так сталкиваются с большими сложностями в работе, огромным формализмом, а новые законодательные инициативы делают эту работой еще более трудной. Парадокс заключается в том, что мы из года в год разъясняем госчиновникам необходимость упрощения законодательства в сфере НГО, а в ответ создаются новые барьеры.

Сегодня и так сократился объем любой помощи белорусским организациям. Разговор с дарителями зачастую заканчивается уже на уровне обсуждения белорусского законодательства. Иностранцы не хотят собирать безвозмездную помощь для белорусов, чтобы ее конфисковали на границе. А новые изменения законодательства создают еще больше подобных опасений.

Таким образом, создается кувалда, которая должна решать любые проблемы, разумеется, в избирательном порядке. Но это — орудие произвола, а не права.