Ждет ли Украину «второе пришествие» Богдана Хмельницкого?

Внешнеполитическая деятельность Украины, с момента получения независимости, давно стала притчей во языцех. Руководящая вертикаль власти неоднократно разворачивала Министерство иностранных дел страны в диаметрально противоположных направлениях.

Первоначальный вектор на Запад (стремление в ЕС, НАТО), выбранный президентом Леонидом Кучмой, был активно поддержан его правопреемником Виктором Ющенко. При этом многие экономически целесообразные договора о сотрудничестве со своими восточными соседями (Россией и Беларусью) сознательно приносились в жертву долгоиграющим политическим дивидендам, которые могли возникнуть перед Украиной. С приходом к власти Виктора Януковича данная политика претерпела изменения. Исчезла антироссийская прохлада, в двухсторонних отношениях стал преобладать прагматизм. Похоже Киев пришел к пониманию текущей обстановки и необходимости решения накопившихся проблем, приумноженных за годы деятельности «оранжевых».

В Европейский Союз Украину не слишком-то и зовут (как это не горько признать гордым украинцам, но и более сильные экономики Греции и Испании уже тянут ЕС в бездну экономического кризиса), членство в НАТО — еще та туманная перспектива, а в разговоре с Россией до сих пор присутствуют напряженные нотки.

Одним из краеугольных камней в отношениях Украины и России был и остается энергетический вопрос. Проходящие через украинскую территорию газопроводы и нефтепроводы неоднократно выступали в роли заложника при проведении переговоров о цене на газ. Многие политики сделали карьеру на этих разногласиях, а Киев и Москва заработали среди стран Западной Европы недобрую репутацию газовых шантажистов.

Отголоски такой политики звучат и сегодня. На днях Печерский районный суд Киева вынес приговор по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, которую за «газовые махинации» осудили на семь лет. Таким образом, Киев получил в «плечи» очень напряженные отношения с Западом и «хроническую» тему для разборок за нарушение демократических свобод и тому подобных недостойностей.

Данный политический шаг не добавил политических дивидендов действующему президенту Украины Виктору Януковичу. Получается так, что все разговоры о демократии, которые так активно ведут украинские политические и правозащитные организации ведутся с неприкрытым причинным местом. И в данном ключе, все высказывания экс-посла в Беларуси Романа Безсмертного о нарушении белорусскими властями демократических свобод и недемократических выборах в стране не стоят и ломаного гроша. Может быть поэтому он недолго продержался на данной должности.

Отдельная тема разговора — отношения с Беларусью, а вернее их отсутствие. Украина фактически откровенно игнорирует все инициативы Минска на ранней стадии.

Казалось бы, имея действительно тесные торгово-экономические отношения с Беларусью, Украина до сих пор с подозрением относится к ней. Иначе как можно назвать перегруппировку украинских вооруженных сил, после которой ряд крупных воинских формирований случайно «остались» у границ Беларуси. Это идет вразрез с официальными заявлениями, озвученными украинским внешнеполитическим ведомством о внеблоковом статусе страны и о том, что они никого не рассматривают в качестве врагов. В то же время, Беларусь не только на словах, но и на деле проводит миролюбивую политику. Нет секрета, что на южном направлении страны нет никаких группировок войск и никто не планирует подобных действий в будущем.

В последнее время белорусские предприятия и ведомства все чаще выступают инициаторами интенсификации отношений между двумя странами. Уже сегодня на территории Украины работает несколько белорусско-украинских сборочных производств. Наиболее крупным из них является предприятие по сборке тракторов МТЗ в Киеве. Также работают предприятия по сборке сельскохозяйственной техники и лифтового оборудования.

Но самый большой бонус Киеву может принести сотрудничество с Минском в энергетической сфере. Согласование действий в вопросах транзита российских углеводородов дает двум странам рычаг для воздействия на Кремль в вопросах цены на нефть и газ. Без такой координации «Газпром» и далее будет использовать «газовую удавку», которая для Киева может обернуться «вторым пришествием» Богдана Хмельницкого.

Причем Беларусь готова широко развивать отношения не только в экономической и политической сферах, но и в военно-политической области. Пока опыт военного сотрудничества очень мал и практически не заметен. На данный момент белорусские и украинские специалисты работают по вопросам создания совместного инженерного батальона, а также ведется подготовка военнослужащих к участию в миротворческой деятельности под эгидой ООН. Здесь стоит отметить участие подразделения белорусских военнослужащих в многонациональном тактическом учении «Рэпид Трэйдент 2011», прошедшего на территории Украины, где были отработаны практические вопросы взаимодействия при проведении многонациональной миротворческой операции.

В то же время, потенциал военного сотрудничества Беларуси и Украины является несоизмеримо большим того уровня, который существует сейчас. На наш взгляд, взаимным интересом для Минска и Киева является сотрудничество в области противовоздушной обороны, создание совместных миротворческих подразделений, обмен опытом в области утилизации боеприпасов. В военно-технической сфере такими направлениями могут быть танкостроение, вертолетостроение, производство систем связи, средств радиоэлектронной борьбы, а также модернизация бронетанкового и ракетно-артиллерийского вооружения советского производства. То есть пора уже украинскому и белорусскому оборонным ведомствам задуматься и начать работать «по-крупному».

Вполне возможно, что взаимодействие в военной сфере станет локомотивом сотрудничества и в других жизненно важных для обеих стран областях.