Почему России нужен Евразийский союз?

На минувшей неделе Владимир Путин выступил с большой статьей в газете «Известия», озвучив в преддверии президентских выборов свое видение перспектив интеграции бывших советских республик.

Тяжелое наследство

Статья вышла накануне очередного заседания Совета глав правительств СНГ, намеченного на октябрь. На этом заседании предстоит обсудить проект нового договора о зоне свободной торговли, который подготовлен по инициативе России при активном участии Путина. Договор нацелен на масштабное снятие разного рода барьеров, препятствующих сегодня свободной торговле в рамках СНГ, и базируется на принципах Всемирной торговой организации.

Еще одним информационным поводом для появления такой статьи послужила очередная годовщина подписания Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Этот документ был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Договор стал одним из первых крупных внешнеполитических актов Путина на посту президента РФ.

В этой сфере он получил от Ельцина тяжелое наследство. Задача сохранения единого экономического пространства, которая декларировалась при создании СНГ в декабре 1991 г., первым российским президентом решена не была. В начале 1990-х он и не стремился к этому. Ельцин, как, впрочем, и ряд других лидеров стран СНГ, надеялись на то, что свои проблемы они лучше решат за пределами, а не в рамках Содружества.

Политика сепаратизма не принесла экономического процветания ни одной из бывших союзных республик. Вкупе с политикой стремительного перехода к рынку по западным рецептам она везде привела к резкому падению объемов реального производства и уровня жизни населения.

В эпоху Ельцина максимальная величина падения ВВП от уровня 1989 г. в масштабах СНГ была зафиксирована в 1995 г. и составила 54,4%. К 1999 году страны — члены Содружества сумели подняться от этой низшей точки на 11,8%.

Когда Ельцин, Бурбулис и Гайдар разваливали союзное государство, они надеялись, что другие республики не смогут жить без России и российская промышленность сохранит свои экономические связи и рынки сбыта в рамках СНГ. Однако это не произошло. И глубокий спад промышленности РФ в 1990-е гг. был обусловлен более чем на половину разрывом прежних экономических связей с бывшими союзными республиками.

Осознав допущенную ошибку, Ельцин предпринимал шаги, направленные на интеграцию. Так, 24 сентября 1993 года был заключен Договор о создании Экономического союза, который ставил своей целью «поэтапное создание общего экономического пространства». Договор подписали или к нему присоединились все страны СНГ, кроме Украины, которая выбрала для себя особый статус «ассоциированного члена». Однако реальные шаги к формированию общего экономического пространства сделали только РФ, Белоруссия и Казахстан, подписавшие в январе 1995 г. правительственные соглашения о формировании единого Таможенного союза. Впрочем, и эти шаги оказались половинчатыми в силу несовпадения интересов договаривавшихся сторон.

Стремясь как-то загладить свой исторический грех в развале СССР и набрать очки накануне президентских выборов, Ельцин 2 апреля 1996 г. подписал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии для объединения гуманитарного, экономического и политического потенциала двух стран. На закате своей политической карьеры, 8 декабря 1999 г. (за 22 дня до ухода в отставку), он также подписал Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. А незадолго перед этим Ельцин поставил свою подпись под новым Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России с четырьмя другими странами в рамках СНГ (февраль 1999 г.). Этими жестами он как бы говорил: пусть я развалил СССР, но создал новое Союзное государство и новый экономический союз.

Однако подписанные документы во многом были просто красивой бумагой. Реального союзного государства Россия и Белоруссия не создали. Не появилось и единое экономическое пространство. Статьи февральского договора 1999 г. представляли собой лишь очередные декларации о намерениях: «Стороны принимают на себя обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство». Следует отметить, что число подписантов было меньше, чем в 1993 г. Договор скрепили подписями только лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана. Остальные страны СНГ к единому экономическому пространству не стремились.

«Разноскоростная интеграция»

После ухода Ельцина в политическое небытие Путин начал трудную работу, которую он в своей вышеупомянутой статье назвал процессом «многоуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве».

Важным шагом стал Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Фактически в рамках СНГ появилась более узкая организация стран, заинтересованных в экономической интеграции.

В 2002 — 2003 гг. статус наблюдателей в ЕврАзЭС попросили и получили Молдавия, Украина и Армения. В 2006 г. в состав этого сообщества вошел Узбекистан, но через два года приостановил свое членство, заявив о неэффективности деятельности ЕврАзЭС.

И действительно, реализация заявленных целей шла медленно. Лидерами экономической интеграции вновь были Белоруссия, Казахстан и Россия. В октябре 2007 г. три страны подписали договор о создании Таможенного союза. ТС создавался поэтапно почти четыре года, и вот только сейчас, с 1 июля 2011 г., на внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана снят контроль за передвижением товаров.

Устранение таможенных барьеров уже дало ощутимый эффект. Общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие нынешнего года вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. На приграничных территориях взаимная торговля выросла более чем на 40%.

Завершается и работа по созданию Единого экономического пространства трех стран без барьеров для людей, товаров и капиталов, с равными возможностями для бизнеса. С 1 января 2012 г. такое пространство станет реальностью.

Опираясь на эти результаты, Путин в конце прошлого года озвучил новую стратегическую цель: на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран создать более тесную форму интеграции — Евразийский союз. Путин определил его как «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира». Договоренности о создании Евразийского союза были достигнуты в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве.

В июле этого года Путин заявил о том, что «в следующем году подпишем декларацию Евразийского союза, который может и должен начать свою деятельность в 2013 году». Союз будет открыт и для других стран.

Фактически Россия и ее ближайшие партнеры вступили на путь, который прошли страны Западной Европы. Они долго строили Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), а в конечном итоге построили Европейский союз, по сути — конфедерацию с мощными наднациональными структурами.

Чтобы не пропасть поодиночке

Возникает законный вопрос: а зачем нужен России Евразийский союз?

Опыт прошедших 20 лет показал, что в современном мире более развитые государства и даже многие развивающиеся страны хотят видеть Россию только в качестве поставщика энергоносителей и рынка сбыта своих товаров. Бездумно открыв границы для импорта, Ельцин погубил отечественную обрабатывающую промышленность. С каждым годом страна все больше теряла прежний научно-производственный потенциал, способность к созданию высокотехнологичной продукции: разрушались предприятия, уходили высококвалифицированные кадры. Россия все больше и больше превращается в третьеразрядную страну с отсталой промышленностью. Единственная возможность выбраться из того, что известный экономист Сергей Глазьев назвал «сырьевой ловушкой», состоит в том, чтобы восстановить хотя бы часть производственных связей и общего рынка бывшего СССР и на основе объединенного потенциала построить конкурентоспособную обрабатывающую и наукоемкую промышленность.

О благе объединения свидетельствует опыт осуществления совместных программ в России и Белоруссии, которые позволили поднять с колен 26 тысяч предприятий двух стран, создали 5 миллионов рабочих мест.

Важно отметить, что инициаторами создания Евразийского союза стали страны, которые являются экономическими лидерами в рамках СНГ.

По расчетам Международного валютного фонда, Россия, Белоруссия и Казахстан стабильно имеют самый высокий показатель ВВП на душу населения, равный в 2010 г., соответственно, 15,719 долл., 13,097 долл. и 11,927 долл. (с учетом паритета покупательной способности).

Понятно, что успехи этих стран в рамках Евразийского союза сделают его привлекательным для других государств — членов СНГ. А это важно не только с точки зрения экономики. Нельзя забывать и о сложной геополитической ситуации. С начала ХХ века население нашей планеты выросло в несколько раз: с 1,6 млрд до 7 миллиардов. Россия — страна с самой большой территорией, огромными природными ресурсами и с постоянно уменьшающимся населением, неспособным хозяйственно удерживать эти территории. Создание Евразийского союза увеличивает не только экономический, но и политический потенциал стран — членов такого союза, надежно гарантирует безопасность границ России и ее партнеров.