В войне Генпрокуратуры и Следственного комитета новый раунд?

Приутихшая было большая и даром что не кровопролитная битва силовых чиновников — из Генпрокуратуры РФ и Следственного Комитета РФ — имеет все шансы обозначиться вновь во всей красе. Этому, по оценке ряда аналитиков сегодня, как никогда, способствует сложившаяся политическая среда.

Выступивший в ходе большого правоохранительного совещания генеральный прокурор Юрий Чайка, как пишут СМИ, буквально обрушился с критикой на Следственный Комитет за то, что тот, по его мнению, занимается форменной волокитой при расследовании уголовных дел по госзакупкам. И это притом, что, как признал генпрокурор, выявления случаев махинаций с госзакупками стали происходить чаще. Правда при этом дела возбуждаются через пень-колоду. «В последнее время в их (правоохранительных органов — прим. KM.RU) работе отмечается спад. Если в 2009 году по материалам разработок, проводимых в органах внутренних дел, возбуждалось каждое второе уголовное дело, то в 2010 году уже только каждое третье», — негодовал Юрий Чайка.

Следователям СК РФ досталось и за медленное расследование уже открытых дел — по мнению генпрокурора их затягивание подчас просто ни чем не обоснованно. Но если б все ограничивалось лишь этим… «Много незаконных решений о приостановлении и прекращении расследования хищений в сфере размещения госзаказов прокурорами отменено по делам следователей органов внутренних дел», — посетовал генпрокурор. При этом Чайка не стал касаться работы прочих контрольных органов, в поле интересов которых согласно закону должны попадать подобные дела. Кроме собственно, Прокуратуры, нетронутой критикой осталась и Счетная палата. Хотя ранее в прессе уже находили отражения случаи, когда возбуждение того или иного дела по госзакупкам не случалось как раз по формальным причинам в виде досадных ошибок, допущенных сотрудниками, в том числе и этого ведомства.

Но показателен здесь, конечно, даже не само содержание прокурорского разноса, сколько его мотивация. Знатоки моментально учуяли в воздухе тонкий аромат былой войны между прокурорами и следователями, которая заметно обострилась в процессе расследования «дела подмосковных прокуроров» (свежие подробности см. в материале «Ведут ли нити «игорного дела» в Генеральную прокуратуру?»). Тогда, напомню, страсти кипели такие, что оставалось разве что посетовать на отсутствие талантливого писателя, который мог бы облачить их в увлекательное многотомное повествование. Шанс, как оказалось, вовсе не упущен. Правда теперь историю борьбы если и придется писать, то с политической приправой.

Поскольку конец перемирия между силовиками как-то причудливо совпал по времени с наступившей определенностью в тандеме. Казалось — что еще нужно было нашей бюрократии, чтобы зажить, наконец, спокойной мирной жизнью. Все ведь решено, а ведь кивали ранее именно на неопределенность в верхах. Но упустили один существенный момент — власть в России многослойна (как говорится. «в Кремле много башен»). Определенность в высшем слое не влечет за собой по умолчанию определенности для более низких этажей чиновничества. Судьба Медведева и Путина, положим, решена ими же по обоюдному согласию (другое дело, что на сей счет опять же есть и особые мнения), а найдут ли себя Чайка, Бастрыкин, Степашин, Нургалиев и прочие в грядущей конфигурации — тайна сия великая есть.

Вот и нервничают.

Заметное обострение в отношениях между силовыми ведомствами в беседе с обозревателем прокомментировал ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин:

— Я думаю, что здесь все гораздо проще. Идет продолжение того конфликта, который начался между Следственным комитетом и Генпрокуратурой РФ едва ли еще не с 2007 года, когда между ними разделили полномочия. Просто на протяжении некоторого времени в этом конфликте было локальное затишье, по одной простой причине — судьба и Чайки, и Бастрыкина «висела в воздухе».

Но потом сначала Бастрыкин вышел из подвешенного состояния, когда Медведев создал Следственный Комитет уже не при Генпрокуратуре, а как самостоятельную структуру и назначил его главой, а потом и Чайку не отправили в отставку летом этого года, когда все ожидали, что он уйдет по выслуге лет. И тому, и другому пролонгировали срок полномочий. После этого они оба почувствовали себя в безопасности и начали друг с другом воевать. Но по понятным причинам больше активничает Чайка, потому что его задача отыграть назад, а Бастрыкина «статус кво» вполне устраивает. И надо также помнить, что Чайка находится под ударом ввиду знаменитого дела о крышевании подмосковных казино. Оно сейчас раскручивается и там могут всплыть такие факты, что он рискует потерять свою должность. Потому он и следует в известной парадигме: «Лучшая оборона — наступление».

Да, их примиряли и дали понять, что если не помирятся — вылетят из своих кресел оба. И в том числе и поэтому их экстренно пытались примирить. Но, как видим, надолго не хватило. Вообще это конечно всегда рискованно, когда силовики меж собой выясняют отношения. Это бьет по легитимности всей политсистемы в целом, поскольку неизбежно всплывают такие факты, которые вызывают у людей однозначное отвращение.

Принято считать, что якобы Бастрыкин ориентируется на Медведева, а Чайка — на Путина. Хотя я думаю, что это слишком упрощенное понимание ситуации. И по большому счету, когда Бастрыкина назначали на должность, это было согласовано с Путиным.

В свою очередь, глава Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена предложил не рассматривать выступление генпрокурора в качестве признака рецидива войны между ведомствами:

— Вообще, если говорить о задачах и полномочиях Генпрокуратуры России, то, конечно, она должна заниматься и контролем за тем, как исполняются законы — федеральные, региональные, местные. В этой части я никаких противоречий не вижу. Генеральный прокурор может говорить о тех нарушениях, что допускают должностные лица.

Но я не стал бы при этом говорить, что каждое высказывание генерального прокурора в адрес Следственного комитета РФ должно непременно свидетельствовать о том, что между ними существует реальный конфликт. Его лишь обязывают такая работа и должность. Так что подобного рода критику, причем взаимную критику ведомствами друг друга, я бы рассматривал как нормальный рабочий момент.

Конечно, есть вопросы по госзакупкам. Ну так на то и существует Прокуратура, чтобы вскрывать эти болезненные темы и доводить до сведения широкой общественности в части расследования той или иной категории дел.