«ЕР» потратит на выборы на четверть больше, чем в 2007-м

Партия власти планирует потратить на предвыборную кампанию в 2011 году на четверть больше, чем в 2007-м

Кампания 2011 года обойдется «Единой России» дороже, чем в 2007-м. На федеральном уровне партия власти готова потратить 500 млн рублей — это почти на 25% больше бюджета предыдущих парламентских выборов. Это заниженная сумма, провести полноценную кампанию за эти деньги невозможно без привлечения административного ресурса, уверены эксперты.

«Единая Россия» готовится потратить на предвыборную кампанию 2011 года на четверть больше, чем в 2007 году. По оценке руководителя центрального исполкома партии Андрея Воробьева, только федеральная часть думской кампании обойдется «Единой России» в 450-500 млн рублей, в 2007 году эта статья была почти на 100 млн рублей меньше — 390 млн, напомнил Воробьев «Газете.Ru». Первые 200 млн поступят на счет сразу после регистрации партии в ЦИК, она намечена на 18 октября.

Федеральная часть будет израсходована на производство агитационных роликов и оплату их размещения в теле- и радиоэфире, сообщили партийцы. Согласно официальным расценкам федеральных телеканалов, во время предвыборной кампании, с 5 ноября по 2 декабря, один показ тридцатисекундного ролика в вечерний прайм-тайм (с 20.00 до 23.00) в будни на «России-1» обойдется в 1,21-1,24 млн рублей, на «Первом» — в 1,34-1,38 млн. В выходные дни, наоборот, дороже размещаться на «России», где полминуты агитации обойдется партиям в 1,4-1,43 млн рублей, а на Первом канале — в 1,1 млн рублей. Самой дорогой будет реклама в предпоследнюю неделю кампании, с 19 по 25 ноября, ценник вырастет примерно на 8-10%. Дешевле всего обойдется эфир ранним утром субботы и воскресенья, с 5 до 8 утра: 111,7 тыс. рублей на «России-1» и 126,2 тыс. рублей на «Первом». Прайм на дециметровых каналах куда дешевле: показ ролика на «Муз-ТВ» стоит не больше 67,9 тыс. рублей, на MTV — 37,4 тыс. рублей.

Таким образом, если партия сделает ставку на агитацию в прайм-тайм на федеральных каналах, то заявленных Воробьевым средств хватит приблизительно на 400 показов, то есть в среднем на показ роликов 2 раза в час на каждом из двух телеканалов ежедневно в лучшее вечернее время.

Если же разместить всю рекламу на MTV, то бюджета хватит на 7400 показов, то есть 262 ролика в день и 10 в час, что также не нарушит закона о рекламе, который ограничивает рекламное время девятью минутами на один час вещания.

Помимо федеральной части избирательного фонда (по закону его размер не может превышать 700 млн рублей) партия может открыть отдельные счета в каждом регионе. Объем средств, которые разрешено иметь на таком счету, зависит от численности избирателей в регионе — от 15 млн до 55 млн рублей, пояснил «Газете.Ru» член Центризбиркома Евгений Колюшин.

По подсчетам Воробьева, с учетом региональных счетов «Единая Россия» может потратить на кампанию 3 млрд 370 млн рублей, однако на практике получалось всегда меньше. Как напомнил Воробьев, в 2007 году дополнительно к федеральной части партия собрала в регионах еще порядка 800 млн рублей, а в целом на кампанию 2007 года было израсходовано около 1 млрд 200 млн. В 2011 году потратить придется больше, признал Воробьев, причина — рост расценок. Оценить общий бюджет кампании Воробьев затруднился.

«Единая Россия» получает деньги из двух источников: во-первых, из бюджета раз в год «Единой России» как парламентской партии выделяется около 900 млн рублей в соответствии с полученным на выборах количеством голосов — по 20 рублей за голос («Единая Россия» получила, по данным Центризбиркома, в 2007 году на выборах 44 714 241 голос избирателей). Остальные средства партии поступают от спонсоров — бизнесменов и компаний, отметил он.

Расценки на услуги политтехнологов, полиграфию и медиаразмещение действительно выросли за прошедшие с последних парламентских выборов четыре года, признает директор Центра политической экспертизы Евгений Минченко. Однако, по его мнению, «провести кампанию на 500 млн рублей нереально».

По словам Минченко, если рост цен на изготовление и размещение рекламы вызван объективными рыночными факторами, то услуги политконсультантов подорожали в этом году за счет большого количества региональных и муниципальных кампаний, которые проходят одновременно с федеральной, в связи с чем квалифицированные специалисты просят за свои услуги в полтора раза больше, чем обычно.

Игорь Минтусов, председатель совета директоров компании «Никколо М», специализирующейся на политическом консалтинге и принимавшей участие во всех крупных кампаниях в новейшей истории России, полагает, что думская кампания может обойтись «Единой России» куда дешевле объявленной Воробьевым суммы за счет использования административного ресурса, который «настолько многогранен, что все разговоры о деньгах носят символический характер».

Жалобы на использование административного ресурса партией власти составляют значительную долю от всех сообщений, поступающих на адрес совместного проекта «Газеты.Ru» и ассоциации «Голос» «Карта нарушений на выборах». Например, в Чувашии на улицы Чебоксар вывели рабочих в накидках «Единая Россия», где они ремонтировали дороги во дворах за счет средств, выделенных из городского, а не партийного бюджета. В Екатеринбурге по распоряжению губернатора-единоросса Александра Мишарина ввели линейку «губернаторских» продуктов, цены на которые заморожены. В Мурманске рекламное агентство по требованию «Единой России» сняла с выгодного места возле оздоровительного центра оплаченные билборды «Мегафона», чтобы отдать рекламную поверхность под «социальную» рекламу «Единой России».