Шоколадка, или Квартира для Анны

Несколько лет назад партийный лидер социал-демократической одной из двух ведущих партий и по совместительству министр труда Швеции Мона Салин (Mona Sahlin) купила на партийные деньги шоколадку Toblerone и по занятости забыла ее задекларировать.

Это вскрылось при первой же проверке после подачи декларации о расходах и вызвало столь сильный эффект от общественного резонанса, что госпожа политик и кандидат на должность статс-министра (аналог нашему премьер-министру и президенту в одном лице), была вынуждена взять самоотвод (или подать в отставку) с поста лидера партии. Шоколадка купленная на общественные деньги стоила ей почти 7 летнего перерыва в политической деятельности. Лидер партии потраченную сумму планировала возместить, поскольку карточка была кредитной. Но это ее не спасло. Опрос общественного мнения показал, что 66 процентов населения видит неуместным возможность для нее баллотироваться на высший государственный пост страны. В злополучный список растрат входила оплата аренды автомобиля, несколько предметов личного пользования и даже велосипед для собственной дочери, но дело, заведенное на политика, так и осталось в истории «делом шоколадки».

Эту информацию я обнаружила на фоне другой, не менее скандальной истории, происходящей в настоящее время и связанной, кстати, все с той же самой многострадальной партией. После неудачного выступления на теледебатах, второе пришествие Моны Салин оказалось бесславно завершенным, и на место партийного лидера был избран во всех отношениях положительный человек, давний приверженец и защитник интересов партии Хокан Юхольт (Håkan Juholt), показавший себя с наилучшей стороны за годы работы, облаченный доверием избирателей. И буквально по прошествии небольшого отрезка времени выяснились неприятные подробности. Все печатные, телевизионные и электронные СМИ раструбили о несанкционированных затратах казенных средств на личные цели. Это официальным языком. Попытаюсь объяснить по-человечески. Партийный лидер до своего избрания жил и работал в небольшом городке Оскархамн (Oscarhamn). В связи с получением столь ответственного поста он по долгу службы был обязан иметь апартаменты в Стокгольме. Только вот незадача, в апартаментах вместе с ним (а иногда и в его отсутствии, когда он отлучался по делам партии) проживала его гражданская жена, назовем ее условно Анна. Так вот, эта гражданская жена не оплачивала с собственного банковского счета половину стоимости аренды этого жилья, а пользовалась им, несмотря на то, что апартаменты предоставлялись бесплатно только лидеру партии и никому другому. Сумма ущерба вследствие растрат была обнародована и составила в общей сложности около 160 000 шведских крон (или примерно равно тройной месячной зарплате любого управляющего низшего звена, по местным меркам). Разразился грандиозный скандал, грозящий лидеру партии навсегда распрощаться с возможностью и своего лидерства, и будущего статс-министерства. Если несчастная Мона Салин растратила 52 000 крон и потеряла кресло лидера и политические возможности, то что случится с человеком, втрое превысившим эти растраты? Звучит нереально.

Но мне хотелось бы обратить внимание не на это, а на следующие пункты, следующие из текста:

1. Налоговая служба не дремлет, будь ты хоть лидером партии, хоть рядовым миллионером. На решения комиссии невозможно повлиять административным ресурсом.

2. «Потерять лицо» для политика не добавляет антуража, а напротив, подобно политической смерти.

3. Выделяться на фоне простых граждан, если у тебя есть деньги, власть или другие возможности, кичиться своими возможностями нелепо и постыдно.

4. Член партий, чиновник, народный избранник служит народу, а не себе.

А вот еще один красочный пример напоследок. Ссылка на LifeNews, статья посвящена визиту действующего премьер-министра РФ В.В.Путина в Стокгольм весной 2011. «Кроме того, Путин встретился с королем Швеции Карлом XVI. Членов российской делегации поразило, что монарх приехал в свою резиденцию на маленьком авто Volvo С30, которым управлял самостоятельно. Небольшая машинка явно диссонировала на фоне кортежа из представительских авто русских бизнесменов и чиновников.» (конец цитаты)