Хазин: о Юле, или Европа требует покорности

…Я, конечно, не являюсь её фанатом или, наоборот, ненавистником — но реакция Евросоюза на вынесенный ей приговор меня потрясла. Высокой степенью цинизма.

Итак, что мы видим. «Евросоюз глубоко разочарован вердиктом Печерского суда Киева по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко», — говорится в распространённом в Брюсселе во вторник заявлении верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон. «ЕС призывает украинские компетентные власти обеспечить честный, прозрачный и беспристрастный процесс по любой апелляции по делу г-жи Тимошенко и по другим судебным разбирательствам, имеющим отношение к членам бывшего правительства», — говорится далее в том же документе.

Что означает такое заявление? Наглое и, я бы сказал, беспардонное давление на суд. Что значит «разочарован»? Европе не нравятся украинские законы? Тогда зачем она тащит Украину в европейскую зону влияния? Европа считает, что суд принял неправомерное решение? Но такие вопросы должны решаться в суде, а не на политическом уровне. Фактически Евросоюз в этом случае сам отказывается от принципа разделения властей: политические власти не имеют права критиковать судебные решения.

А ведь на этом дело не заканчивается: «Отметив, что ЕС будет пересматривать свою политику в отношении Украины соответственно уважению Киевом всеобщих ценностей и верховенства права и специально — его отношению к данному процессу, К.Эштон подчеркнула возможные отрицательные последствия для двусторонних отношений, включая заключение соглашения об ассоциации, политический диалог и сотрудничество в целом.» О, как! Прямая политическая угроза: если Тимошенко будет признана виновной (отметим, содержание обвинения и приговора Эштон вообще не обсуждает!), то ЕС примет политическое решение о резком сокращении отношений с Украиной!

При этом понятно, что ЕС категорически не хочет, чтобы Украина двигалась в отношении Таможенного Союза с Белоруссией, Казахстаном и Россией, — а значит, это угроза не в адрес Украины в целом, что бы там кто ни говорил, а в адрес конкретных представителей политической элиты Украины. Что это за угрозы? Счета закрыть? Визы не давать? Пока не очень ясно, но очевидно, что к пресловутым «европейским ценностям» они отношения не имеют. Видимо, разделения властей, главенство права и прочее, прочее, прочее, — это только для «своих», к которым Украина, судя по всему, не относится. Или и для своих этого нет, а имеет место только откровенная пропаганда? Есть повод задуматься.

Причём ладно бы Тимошенко была бескорыстной правозащитницей, но все же помнят «дело Лазаренко», которое прошло не в украинском, а в американском суде. И все знают об участии Тимошенко в делах Лазаренко. Но Лазаренко больше на политические дела на Украине не влияет, а вот Тимошенко, судя по всему, Западу ещё нужна.

Еще более замечательно высказывается депутат Европейского парламента Дариуш Вольский, который прямо говорит, что Украина не заслуживает перспективы членства в ЕС. «Вы предали своих друзей в Европейском Союзе. Вам не нужна перспектива членства ни в каких документах. Вы не заслужили перспективы членства», — заявил он, обращаясь к министру иностранных дел Украины Константину Грищенко во вторник в Брюсселе. И добавил, что у «руководства Украины другие ценности, чем у европейцев».

Ну, тут понятно. Поляки до сих пор не могут успокоиться, что Украина перестала быть их колонией, и потому говорят достаточно прямо. И суть слов Вольского, прямо скажем, не только противоречит пресловутым «европейским ценностям», но и откровенно оскорбительна всем украинцам вообще и украинскому государству в частности. Он, фактически, говорит о том, что «украинское быдлоправосудие» не имеет право судить никого из тех, кого ЕС считает «своими», независимо от того, какой там на Украине закон и какие там правила поведения. Или еще, немножко иначе: если на Украине ворует украинец или русский, то он вор или коррупционер. А если ворует представитель ЕС, то он честнейший и благороднейший человек, которого такое «недогосударство» как Украина осуждать не смеет.

Кстати, в России в этом смысле ситуация похожая – как только осудили Ходорковского, то все профессиональные (то есть сидящие на жаловании) «защитники прав человека» тоже начали говорить о том, какой он «страдалец» и «герой», напрочь отказываясь обсуждать сущность вмененных и доказанных судом его преступлений.

Президент Европарламента, который по должности должен отстаивать принцип разделения властей, Ежи Бузек «сожалеет» в связи с приговором экс-премьеру Юлии Тимошенко и ожидает его пересмотра во время обжалования. «Я глубоко сожалею в отношении приговора, вынесенного украинским судом в отношении Юлии Тимошенко, которым она приговорена к семи годам тюрьмы… Я ожидаю, что приговор будет пересмотрен в ходе процесса обжалования», — говорится в заявлении Бузека, преданном агентству «Интерфакс-Украина» во вторник в Брюсселе. Вот интересно, когда во Франции судили бывшего премьера де Вильпена, по явно сфабрикованному обвинению со стороны его политического противника Саркози, Бузек тоже выступал в защиту прав невинно обиженного? Нет, он молчал. А в защиту мирных жителей Ливии, которых бомбят самолеты НАТО? Тоже нет. А вот тут, почему-то вдруг встрепенулся. Поневоле возникает вопрос – с чего вдруг?

Собственно, дальше можно и не продолжать приводить все новые и новые примеры. Все, в общем, понятно. Тут мы имеем классический случай «двойных стандартов», когда возмущение Европы вызвал не сам процесс, ей совершенно наплевать, за что судят Тимошенко и виновата ли она вообще (еще раз повторю, никаких возмущений по вопросу суда над таким же бывшим премьером де Вильпеном не было), а в том, что это решение создает проблемы для решения политических задач ЕС (и США, отметим) на Украине. Евросоюз просто трясет от того, что «какие-то туземцы» позволяют себе принимать несогласованные решения по интересному им человеку. То, что такое согласование противоречит и закону, и пресловутым «европейским ценностям» им в этом случае совершенно не важно.

Поневоле вспоминается пресловутый анекдот, про Рабиновича в бане. «Рабинович, определитесь, — говорят ему друзья, — или крестик снимите, или трусы наденьте!» В нашем конкретном случае это означает, что либо давите на политическом уровне все инакомыслие своим планам – но тогда не нужно говорить о «европейских ценностях» и прочей пурге. Или – давайте говорить о ценностях, разделении властей и прочее, но только тогда посылайте адвокатов, спорьте в суде и молчите на политическом уровне.

Ну и в заключение. Меня совершенно не волнует ни сам процесс по делу Тимошенко, ни вынесенный приговор. Это дело украинцев, их суда и их общества. И только. А вот поведение Евросоюза меня возмущает, по причине, которую я опишу цитатой из старого бородатого анекдота: «И эти люди запрещают мне ковырять в носу!»