Почему Юлии Тимошенко вынесли столь жесткий приговор?

Бывшего премьера Украины осудили на семь лет тюремного заключения за превышение служебных полномочий.

Комментирует доктор исторических наук Николай Леонов:

— Семь лет тюрьмы — весьма жесткая мера наказания. В России за такое правонарушение только погрозят пальчиком. Но еще большее изумление вызывает видимая политическая несуразность судебной суровости. Ведь приговор вызвал негативную реакцию не только в России, которая, так или иначе, была фигурантом в киевском процессе, но и во всей Европе. Да что там, в Европе — во всем мире. Со всех сторон в адрес нынешней украинской верховной власти посыпались упреки, смешанные с угрозами. Причем этот шквал негодования был легко прогнозируемым, даже ожидаемым. Противники осуждения Юлии Тимошенко заранее предупреждали, что они дела просто так не оставят, что оно «выйдет боком» нынешним руководителям Украины.

Почему же суд в Киеве все-таки вынес приговор «на полную катушку», в полном соответствии с требованием государственного обвинителя? Неужели реальные «кукловоды», двигающие исполнителями судебного процесса, страдают столь запущенной политической близорукостью, что бьют молотком мимо гвоздя, по своим собственным пальцам? Ведь кажущаяся картинка так похожа на русскую поговорку «Овчинка выделки не стоит».

Действительно, прямые непосредственные результаты вроде бы невыгодны нынешнему Киеву. Но политологи и обозреватели, как правило, недооценивают скрытые пружины и мотивы борьбы за власть. На Украине вся политическая битва в последние годы сфокусировалась на двух личностях: Викторе Януковиче и Юлии Тимошенко, за спиной которых стоят свои соперничающие кланы и свой «электорат». В любых схватках такого калибра и накала внутриполитические соображения и интересы играют приоритетную роль. Международная реакция принимается во внимание — но лишь как второстепенный фактор. Пошумят, покричат и остынут. Устранение же главного конкурента внутри своей страны всегда считается первостепенной задачей.

Власть сама по себе обладает таким мощным магнетизмом, что редкий политик способен удержаться от соблазна держаться как можно дольше в ее объятиях. Вся история развития демократических институтов в мире была направлена именно на укрощение этого соблазна, избежать которого не удается В. Януковичу.

Правда, остается очень слабая надежда, что высшие судебные инстанции, куда, безусловно, поступит апелляция, найдут в себе силы — с учетом общемировой негативной реакции — поправить ситуацию.

Хотя рассчитывать на возвращение к «status quo» нельзя.