Территория для народа vs народ для территории

Можно выделить два противоположных принципа государственного устроения. Первый принцип это «территория для народа», второй – «народ для территории». Какая парадигма реализована в конкретном государстве зависит от того, что является источником легитимности власти.

В национальном государстве источник легитимности — её народ. Не резиновая химера «многонационального народа», а именно народ – общность людей, связанных одним родом, судьбой и смыслом. В таком государстве власть действует в рамках принципа «территория для народа». Самый наглядный современный пример – это чеченское национальное государство в составе РФ. Первым делом после провозглашения чеченской государственности в 1991 году был осуществлён захват территорий Русского Притеречья и обнуление коренного русского и остального нечеченского населения края. Богатые равнинные земли перешли в эксклюзивное распоряжение чеченского народа. В 2003 году захват Русского Притеречья и обнуление нечеченского населения был официально закреплён с принятием обновлённой конституции чеченского государства в самопровозглашённых границах 1991 года.

Менее экстремальные примеры – это современные Казахстан, Латвия и Татарстан, последовательно проводящие политику соответственно казахизации, латышизации и татаризации территорий бывших Казахской ССР, Латвийской ССР и Татарской АССР.

Противоположный принцип – «народ для территории» реализован в Российской Федерации на федеральном уровне. Хотя и тут источником легитимности формально является некий «многонациональный народ», но этот субъект настолько общь и неконкретен, что он стерпит и переселения в РФ целой Африки – «многонациональный народ» по-прежнему останется многонациональным.

Легитимная база в виде химерного «многонационального народа» является исскуственным конструктом от 1991 года. Признаком принадлежности к «многонациональному народу» является обладание паспортом РФ и ничего более. У «многонационального народа» нет ничего, что бы его объединяло, – ни общего рода, ни общей судьбы, ни общего смысла. Есть только общий паспорт стоимостью 50 тысяч рублей взятки чиновнику из Министерства Дерусификации и Работорговли (ФМС).

Таким образом, «многонациональный народ» является производной сущностью от той структуры, которая наделена правом выдавать паспорта РФ, то есть от государства «Российская Федерация». Государство это возникло в ходе номенклатурного раздела территории Советской России на отдельные улусы по административным границам союзных республик. Часть советской номенклатуры получила в своё управление территорию РСФСР и переименовала её в РФ. Легитимность властей РФ, то есть право на власть на территории бывшей РСФСР, базируется на международном признании номенклатурного раздела Советской России. Все граждане СССР, на 1991 год проживавшие на территории РСФСР, получили паспорт РФ и новое наименование — «россияне».

В итоге возникла следующая конфигурация: хотя формально легитимной базой для федеральных властей РФ является некий «многонациональный народ», фед. власти обладают неограниченной возможностью по манипулированию легитимной базой, так как принадлежность к ней определяется обладанием паспортом РФ, а паспорт выдают фед. власти РФ, а конкретно – чиновники Министерства Дерусификации и Работорговли (ФМС).

Именно поэтому в РФ реализован принцип «народ для территории». Самыми видимыми результатами работы этого принципа являются государственная политика т.н. «замещающей миграции» и полное пренебрежение властями РФ судьбами Русских, оказавшихся после раздела Советской России за контуром РФ.