«Сдача Приднестровья» Москвой откладывается

«Сдача Приднестровья» Москвой откладывается. Вернуть Воронина в президенты Молдовы не удается, к тому же Владимир Путин, намеревающийся вернуться в президентское кресло, ему лично не доверяет. Отношения России с Румынией быстро охлаждаются из-за ПРО. А идея Евразийского союза лишь углубит пропасть между Кишиневом и Тирасполем.

Переговоры Молдовы и Приднестровья по урегулированию конфликта в формате «5+2» как будто были легализованы после встречи в Москве 22 сентября. Однако три недели спустя все снова заглохло — нет ни даты новой встречи, ни повестки дня для диалога. И это объяснимо. Во-первых, непонятно, что могут дать друг другу Кишинев и Тирасполь. Во-вторых, весь мир погружается в хаос, и непонятно, на чью помощь могут рассчитывать маленькие страны. В-третьих, свое участие в современных интеграционных проектах стороны 21-летнего конфликта на Днестре видят по-разному.

Рокировка путает карты

Приднестровские власти во время московской встречи сманеврировали и согласились официально возобновить переговоры в формате «5+2». Однако текущие события во многом свели эффект от достижения данной договоренности до минимума. Таким образом, как и предсказывали аналитики, ПМР получила новый тайм-аут для укрепления своей независимости – не признанной, но реально существующей.

Прежде всего, стало известно, что Дмитрий Медведев, с именем которого связывались определенные уступки России на внешнеполитической арене, покинет пост президента РФ. Именно команда Медведева вела переговоры с канцлером Германии Ангелы Меркель по приднестровскому урегулированию. Конкретных результатов они не принесли, но вызывали беспокойство в Тирасполе. Даже если «смена караула» в Кремле не изменит внешнеполитический курс Москвы в ближнем зарубежье, потенциальное возвращение Владимира Путина к штурвалу государственного корабля все равно будет ассоциироваться у россиян и жителей других стран с большей патриотичностью. И российская власть не сможет игнорировать это обстоятельство — в том числе, формируя политику в отношении РМ и ПМР.

Другой момент заключается в том, что Владимир Путин не доверяет бывшему президенту РМ, лидеру Партии Коммунистов Владимиру Воронину после отказа последнего подписать в 2003 году Меморандум Козака. Это опрокидывает расчеты некоторых членов команды Медведева на возврат Воронина и его окружения к власти в Молдове (самостоятельно или в коалиции с кем-то), а также на «возвращение» молдавским коммунистам Приднестровья и обретение через это контроля со сороны РФ над всей бывшей Молдавской ССР. Российские силовики, сориентированные на Путина, хорошо понимают, что в случае запуска такого проекта не Москва обретет преобладающее влияние на реинтегрированную Молдову, а Кишинев с помощью Запада станет контролировать внутриполитическую ситуацию в ПМР. Вслед за этим будет неизбежно поставлен вопрос о выводе российских войск с берегов Днестра. В итоге влияние России не усилится, а, напротив, ослабеет. Не следует забывать, что именно Партия Коммунистов Молдовы, находясь у власти, первой четко сформулировала стратегию политики евроинтеграции РМ.

Разумеется, не следует ожидать, что Россия признает в обозримой перспективе независимость ПМР. Но действия, направленные на сохранение статус-кво непризнанной республики, вполне возможны.

Изоляция коммунистов

Отметим, что не только кремлевская рокировка может сыграть против замыслов «расплатиться» Приднестровьем за большую, чем сейчас, лояльность Кишинева Москве. Дело в том, что в конце 2010 года под эгидой администрации президента России велась работа по созданию в Молдове Левоцентристской коалиции из Партии Коммунистов и Демократической партии для прихода к власти в РМ. Лидер ДПМ Мариан Лупу предпочел тогда «Альянс за европейскую интеграцию» с Либерально-Демократической партией премьера Владимира Филата и Либеральной партией Михая Гимпу. После этого ПКРМ и ее московские союзники попытались разыграть комбинацию «блок ПКРМ-ЛДПМ»: Воронин и Филат должны были образовать новый правящий альянс, причем Филат должен был предстать в роли разрушителя АЕИ со всеми вытекающими для него в глазах прежних партнеров последствиями. Очевидно, просчитав это, Филат несколько дней назад заявил, что альянс ПКРМ-ЛДПМ невозможен.

Таким образом, коммунисты остаются в изоляции, правый АЕИ, несмотря на все разногласия внутри него, сохраняется. А операция «Приднестровье в обмен на новую власть в Молдове» в таких условиях теряет смысл.

Румыны помогают России и ПМР

Как обычно, «на помощь» Тирасполю и Москве пришли румыны. В ходе пресс-конференции по итогам встречи с румынским коллегой Теодором Баконским министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле заявил, что Румыния начинает играть важную роль в решении молдавско-приднестровского конфликта. А Баконский конкретизировал: Румыния хочет, чтобы результат официальных переговоров в формате «5+2» был «убедительным». Бухарест рассматривает этот «замороженный» конфликт как пережиток «холодной войны» и препятствие геополитического единства восточного соседства ЕС. При этом «геополитическое единство» явно понимается как принудительная переориентация обоих берегов Днестра на «интеграцию в ЕС через Румынию» (это излюбленная формула румынской официальной дипломатии и пропаганды).

Можно предположить, что сама апелляция Германии к Румынии свидетельствует о беспокойстве руководства ФРГ, вызванным уходом из Кремля Медведева, с которым диалог по Приднестровью развивался вроде бы многообещающе. Ведь в Германии не могут не знать, что само упоминание Румынии в контексте приднестровского урегулирования действует на Москву и Тирасполь как красная тряпка на быка. Скорее всего, поведение Германии было продиктовано не столько расчетом, сколько раздражением от того, что статус-кво на Днестре сохраняется. Во всяком случае, урегулированию конфликта подключение Бухареста не способствует.

В Европе иллюзий нет

Кстати, сами немцы на экспертном уровне все хорошо понимают. Как заявил на состоявшемся в Кишиневе заседании пресс-клуба «Ассоциации внешней политики Молдовы» советник по вопросам внешней политики и безопасности немецкого Бундестага Мартин Зиг, из-за приближающихся выборов в России и Приднестровье, а, возможно, и в Республике Молдова, возобновление официальных переговоров по разрешению конфликта в формате «5+2» возможно только в 2012 году. «Московская встреча является только процедурным прогрессом, но не содержательным. Мы не ожидаем, что формат «5+2″ обеспечит решение вопроса в ближайшее время. Это будет длительный процесс. Сейчас необходимо, прежде всего, обеспечить сближение между Кишиневом и Тирасполем», — отметил Зиг. Да и «Евросоюз обеспокоен тем, что политическая нестабильность в Молдове препятствует осуществлению необходимых реформ», подытожил представитель Берлина.

ЕС также осознает, что в ближайшее время ПМР продолжит вести переговоры в качестве независимого государства. Стороны переговорного процесса по разрешению конфликта изначально должны сосредоточиться на проблемах, которые не требуют чрезмерных усилий, считает глава делегации Евросоюза в РМ Дирк Шубель. В интервью «Свободной Европе» европейский дипломат отметил, что это может быть возобновление грузовых железнодорожных перевозок через Приднестровье и прогресс в вопросе восстановления фиксированной телефонной связи между берегами Днестра. «Возобновление переговорного процесса – это одно, а достижение конкретных результатов – совсем другое», — признает Шубель.

ПРО США

Не добавляет оптимизма для сторонников быстрого прорыва на приднестровском направлении и тот факт, что российско-румынские отношения продолжают охлаждаться. Так, Франция, Украина и Россия подвергли критике на заседании Парламентской Ассамблеи НАТО проект размещения на территории Румынии элементов американской ПРО. Румыны не продемонстрировали склонность к компромиссу в данной сфере: государственный секретарь министерства иностранных дел Богдан Ауреску, а также депутат и экс-министр обороны Теодор Мелешкану заявили, что не согласны с такой постановкой вопроса, и что каждая страна имеет право на защиту.

После этого для Кремля нет смысла не только форсировать диалог об урегулировании на основе «территориальной целостности Молдовы», но и выводить свои немногочисленные войска из ПМР. Ибо совершенно ясно, что вслед за размещением элементов ПРО США в Румынии Бухарест многократно усилит свое политическое проникновение в бывшую Советскую Молдавию. Это в перспективе создает угрозу установления совместного контроля правых сил Молдовы и их румынских союзников над Приднестровьем с вытеснением оттуда России и Украины.

Европейский или Евразийский союз?

Но самый глобальный фактор, фиксирующий раздельное существование ПМР и РМ на обозримый срок – это системный кризис ЕС. Нет сомнения, что Молдову в Евросоюз не примут. «Союз из 27 стран тяжело управляем, поэтому ЕС необходимо время, чтобы найти идеальные механизмы, которые помогут этой формуле работать надлежащим образом. После этого поставят на рассмотрение проблему дальнейшего расширения», — заявил радиостанции «Свободная Европа» председатель Комитета по внешней политике Европарламента Эльмар Брок. Он предположил, что в ближайшие 5–10 лет никакой евроинтеграции для всех стран «Восточного партнерства» не будет, и предложил брать пример с Швейцарии, которая нейтральна, в ЕС не входит, но дружит с ним довольно тесно.

Естественно, для ПМР в случае неприсоединения Молдовы к ЕС вообще теряются всякие стимулы к урегулированию многолетнего конфликта в границах бывшей МССР.

Еще больше разногласий между Кишиневом и Тирасполем появилось после того, как Владимир Путин выступил с проектом Евразийского союза. Замысел Москвы просматривается в том, что сближение с Европой может происходить не только через выполнение бесконечных требований еврокомиссаров (от легализации гомосексуализма и до сокращения расходов на социальные нужды), но и через создание мощного объединения, говорящего с Брюсселем без просительских ноток. «Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза, Единого экономического пространства», — уточняет Путин.

Понятно, что Кишинев, опасаясь «имперских амбиций» Москвы, предпочтет прежний курс, тогда как Тирасполь за концепцию Путина непременно ухватится. А это – новые молдо-приднестровские разногласия. Поэтому можно прогнозировать, что объединения ПМР и РМ пока ожидать не следует.