Rzeczpospolita, Польша: Москва боится революции

Весной в ряды армии влилось 218 тысяч молодых людей, а заместитель начальника Генерального штаба Василий Смирнов заявил, что осенний призыв пройдет в точно таком же масштабе. Теперь тот же генерал Смирнов сообщает, что осенью под ружье пойдут только 135 тысяч 19- и 20-летних парней, или почти вдвое меньше, чем весной.

Смирнов никак не объясняет этой перемены. Он лишь сообщает действительно впечатляющие данные о состоянии здоровья призывников, набранных весной (только 65% признано годными к службе без ограничений), но эта доля почти такая же, как в 2010 году (67%), когда набор был значительно большим.

Также не особо отличается от прежних лет количество граждан, которые весной должны были подлежать призыву, но различными способами (главным образом, меняя место жительства без оповещения) уклонились от службы.

Однако это огромная цифра — около 200 тысяч, то есть почти столько же, сколько весной пошло в армию. Хотя россияне с одной стороны любят свою армию, но с другой стороны, перспектива оказаться в её рядах вызывает ужас. Страх вызывает, прежде всего, дедовщина, принимающая, как правило, гораздо более драматичные формы, чем те, с какими имели дело молодые поляки в период обязательной воинской службы.

Жертвы дедовщины

Часты случаи самоубийств затравленных солдат, часты также случаи, когда они остаются калеками в результате травли со стороны «старослужащих». Не менее часто рядовые используются в частном предпринимательстве командиров в качестве бесплатной рабочей силы. Власти пытаются бороться и с дедовщиной, и со злоупотреблениями. По всей стране в казармах развешаны таблички с номером телефона военной прокуратуры, куда солдаты могут обращаться с заявлениями о случаях притеснений. Пока, однако, это не принесло особых результатов.

Но ведь не дедовщина склонила власть к уменьшению количества призывников. Причины этого решения можно связать с завершившимися на прошедшей неделе маневрами «Центр-2011».

Учения, на которых появился сам президент Медведев, были объявлены стратегическими. Это удивило экспертов, поскольку, по их мнению, воинские подразделения выполняли лишь тактические задачи.

Судя по странному обозначению маневров, а также по тому значению, которое придавали учениям власти, и по присутствию на них главы государства, можно сделать вывод о том, с какой угрозой готовится сейчас бороться российская армия. Или же, какие угрозы власть считает реальными.

В рамках «Центра-2011» армия отрабатывала действия против внутреннего противника — повстанцев и террористов. Танковая бригада, поддержанная спецназом и милицией, отбила у «террористов» занятую ими деревушку. При этом применялись наиновейшие средства современного боя, включая дистанционно управляемые БПЛА.

Пушки против мятежников?

— Неужели наше политическое руководство считает, что в России возможно появление сил, которые окажутся в состоянии захватывать целые населенные пункты, и которые настолько сильны, что против них необходимо использовать авиацию и артиллерию? — задается вопросом генерал-лейтенант Юрий Неткачев, некогда командующий армией на Северном Кавказе.

— Зачем Генеральный штаб занимается подготовкой войск к действиям в условиях городской застройки? — задумывается полковник Владимир Попов. Завесу секретности, возможно, приподнял начальник Генерального штаба Николай Макаров, сказав, что «революции в арабском мире стали сигналом для всех государств» и поэтому «мы, солдаты, должны быть готовы к самому худшему сценарию».

В связи с этим следует готовиться, прежде всего, к локальным конфликтам. Поэтому «в каждой бригаде будет создано специальное подразделение снайперов», поскольку «растет их роль в боевых действиях, особенно в уличных боях».

Еженедельник «Власть» признал эти слова Макарова доказательством того, что главной на сегодня задачей армии является подготовка к подавлению возможных антиправительственных выступлений на улицах городов. Ход учений «Центр 2011» может подтвердить это мнение.

Еще в феврале Дмитрий Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета сказал:

— Нужно смотреть правде в глаза. Они (президент не уточнил, кто именно «они», но из контекста следовало, что речь идет о Западе) уже давно подготавливали для нас такой (арабский) сценарий и будут пытаться его реализовать. Однако, это ни в коем случае не удастся.

А чтобы бороться с внутренними угрозами, не нужна такая же большая армия, как для отражения внешней агрессии.