Чем и как Россия могла бы помочь Испании и всей еврозоне

Нашумевшее заявление Аркадия Дворковича о готовности Москвы приобретать испанские облигации и вообще помогать Евросоюзу звучит красиво и эффектно, но это скорее пропаганда, чем последовательная программа помощи.

Заголовки в некоторых российских СМИ звучат очень эффектно: «Россия может выкупить долговые обязательства Испании». Этот вопрос Москва обсуждала с испанским министром экономики и финансов Эленой Сальгадо, сообщил журналистам в понедельник, 10 октября, помощник российского президента Аркадий Дворкович. Его слова тут же были растиражированы как топ-новость, почти как сенсация.

Имидж спасителя валюты евро

На самом же деле никакой сенсации, к сожалению, нет. Еврозоне и всему Европейскому Союзу реальная помощь в преодолении тяжелейшего долгового кризиса, безусловно, очень бы пригодилась. Однако поступающие из Москвы сигналы пока за рамки словесной поддержки и российско-испанских реверансов не выходят. Впрочем, про аналогичные сигналы из Пекина можно сказать примерно то же самое. Китайские руководители уже не раз заявляли, что готовы помогать таким странам с острыми долговыми проблемами, как Греция и Португалия. Плоды этой готовности, по мнению европейских аналитиков, пока достаточно скромны. Зато Китай создал себе эффектный международный имидж одного из «спонсоров» и «спасителей» валюты евро.

Закрадывается подозрение, что и в предвыборной Москве решили пойти по тому же пути. И вот уже целый ряд российских СМИ, особенно государственных, пишут о выкупе долговых обязательств Испании, что при беглом прочтении новости может создать впечатление, будто Россия готова одним махом перекупить у международных кредиторов все долги Испании. На самом же деле речь идет всего лишь о покупке определенного, конкретно не названного количества испанских гособлигаций. Китай этим занимается уже давно, и в настоящее время, по имеющимся данным, держит порядка 12 процентов испанских бумаг. Центробанк России до 2010 года тоже обладал довольно большим пакетом испанских облигаций, но затем от него избавился.

Возобновление прежней практики

И вот теперь, когда ситуация в Испании чуть-чуть пошла на поправку, планируемое возобновление практики покупки ее высокодоходных облигаций преподносится публике как вклад России в спасение еврозоны. Но бог с ней, с российской пропагандой, предназначенной, прежде всего, для внутреннего потребления! На самом деле Испания и Европа в целом должны быть благодарны сейчас любому инвестору, готовому покупать облигации, выпускаемые в странах со сниженным рейтингом. Так что когда Россия от слов перейдет к делу, ей надо будет абсолютно искренне сказать спасибо!

Однако помощь Москвы могла бы быть куда более масштабной. Страны еврозоны, например, предлагают ввести налог на финансовые операции, чтобы обложить данью всех тех, кто делает деньги «из воздуха» и ежедневно, ежечасно занимается чистой биржевой спекуляцией, порой угрожающей стабильности всей международной финансовой системы. От такого налога профессиональные биржевые игроки не обеднели бы, а вот бюджеты участвующих стран могли бы ежегодно пополняться миллиардами и десятками миллиардов евро, долларов, фунтов стерлингов, рублей.

Налог на спекулянтов Москва не поддерживает

Но такой налог имеет смысл только в том случае, если он будет введен всеми или хотя бы большинством ключевых государств мира, потому что в противном случае спекулянты просто переместятся туда, где его не взимают. И Великобритания, и Соединенные Штаты Америки отказываются поддержать эту идею, опасаясь за благополучие лондонского Сити и нью-йоркского Уолл-стрита. И Россия с ними заодно. «Мы не против, если Германия или Франция введут такой налог, но мы не будем поддерживать коллективные решения по введению такого налога», — подчеркивает все тот же Аркадий Дворкович, непосредственный начальник которого, президент России Дмитрий Медведев, мечтает превратить Москву в международный финансовый центр.

Так что не будем преувеличивать роль России в решении долговых проблем еврозоны. Просто российское руководство, преследуя собственные интересы, преподносит свои действия в наиболее выгодном свете. Тем более, что получается отличный пропагандистский сюжет: стабильная Россия протягивает руку помощи нестабильной Европе.