Эксперт: приговор Тимошенко — шанс для России

По мнению эксперта, идея создания Евразийского Союза может стать весьма привлекательной для народа Украины.

Приговоренная сегодня к 7 годам заключения экс-премьер Украины Юлия Тимошенко может оказаться для своего государства самой «дорогой» заключенной за всю историю — во всяком случае, на это уже прозрачно намекают (а иные и вовсе прямо в лоб говорят) как в Европе, так и на самой Украине.

В том, что Юлию Владимировну все же посадят, конечно, мало кто сомневался. На это указывала простая логика развития событий. С первых дней ареста спорили уже даже не об этом, а о внешнеполитических последствиях такого шага для страны. И действительно, происходящее поражало воображение своей ирреальностью: «дело Тимошенко» развивалось не просто под речи о курсе на евроинтеграцию, который лично провозгласил Янукович, слова которого о западном выборе «незалежной» были многократно препарированы и отполированы до блеска штатными и внештатными политологами, но и под доносящееся со стороны Киева «фи» в сторону Таможенного союза: мол, «3+1» — максимум, на что москалям стоит рассчитывать. И это притом, что Европе такая интеграция не улыбалась ни с объективных, ни с субъективных (как раз таки муки уважаемой в Европе Тимошенко) позиций.

Однако упорство Киева стоит и десятка глобальных кризисов. Вот уж чего умом понять нельзя никак.

Оглашенный судьей Родионом Киреевым приговор, очевидно, уже сейчас можно назвать историческим, если судить с точки зрения последствий. Они, если верить прессе, грозят Януковичу и его команде как с Запада, так и «снизу». Собственно, «угрозы с Запада» — скорее, словесный каламбур, так как ЕС сам находится под одной большой угрозой финансового коллапса. Некоторые это громко величают шантажом, хотя, думается, речь идет, скорее, о модели некоей воспитательной работы, когда мама грозит не взять несмышленое дитятко в цирк, если тот не вымоет посуду. Согласитесь, не менее унизительный вариант.

На словах же все звучит рафинировано: «ЕС призывает украинские компетентные власти обеспечить честный, прозрачный и беспристрастный процесс по любой апелляции по делу г-жи Тимошенко и по другим судебным разбирательствам, имеющим отношение к членам бывшего правительства», — цитирует Интерфакс заявление верховного представителя ЕС по внешней политике баронессы Кэтрин Эштон. Баронесса, конечно, повторяется. Более того, она вообще извергает дикое клише, которое уже не раз прикладывалось к тем или иным событиям, но суть, конечно же, не в содержании, а именно в интонации — той самой, что уже «учила демократии» Ливию, а теперь переключилась на Сирию. Интеграция с Европой под такой скрипучий аккомпанемент? Наверное, это стоит того, чтобы увидеть, если вдруг, паче чаяния, случится.

Да и на самой Украине настроения в связи с теперь уже окончательным сроком для пани Юли неспокойные. Еще до того как в Печерском суде, собственно, и состоялось то, что состоялось, экс-спикер Верховной Рады и лидер оппозиционного «Фронта перемен» Арсений Яценюк вещал апокалиптически: «Если будет вынесен обвинительный приговор, Украина не сможет подписать договор об ассоциации с Евросоюзом, мы превратимся во что-то вроде Белоруссии».

Ну, если это тонкий намек на неизбежность участия Украины в ТС (если уж сравнивать, то до конца) — быть может, совсем и не худшая судьба. Особенно если учесть возможную альтернативу в виде известных «уроков демократии» для украинцев по методике НАТО.

Волнения-то, говорят, начались уже…

О приговоре Юлии Тимошенко в свете настоящего и будущего украинской политики в беседе с обозревателем KM.RU рассказал глава «Русской общины Украины» Константин Шуров:

— Я думаю, что сейчас начнется очень серьезное подспудное фрагментирование политического поля по региональному признаку, потому что общая показательная лояльность к верховной власти, безусловно, будет — просто никому не хочется разделить судьбу Тимошенко. Однако каждый в элите будет иметь «запасной аэродром», а то и не один. Поэтому региональные лидеры еще более активно станут налаживать полезные связи — и это очень серьезный шанс для России. В этой связи нужно будет ожидать очень резкое усиление сотрудничества на уровне пограничных областей, а также достаточно серьезную активизацию работы организаций соотечественников, которые находятся в приграничных областях и реально работают. Отмечу, что на нынешний момент этот ресурс практически ничем не обеспечен.

С другой стороны, ситуация с Тимошенко нам откровенно и четко показывает, что наметился курс на ручное управление элитой, он практически уже неизбежен. Во имя такого политически выгодного проекта состоится зачистка политического поля, равно как и поля общественных организаций — через изменения в законодательстве. Очевидно, будут ужесточены требования нахождения в политическом пространстве страны — под видом «наведения порядка». Это произойдет, полагаю, в течение ближайших года-двух. Но отпущен ли такой же лимит времени для решения общегосударственных проблем — это очень и очень спорный вопрос. Коллективное бессознательное — оно же «глас народа» — всегда отражает глубинные процессы и неизменно оправдывает себя. Сегодня я, едучи в транспорте, услышал: «Конец державе…». Думаю, что это тоже такой своеобразный результат приговора Юлии Тимошенко.

А что касается замечаний со стороны еврочиновников, то я был убежден ранее и убежден сейчас — в сторону Европы смотреть не стоит. У нее самой проблем сейчас выше крыши. И надо понимать, что все эти разговоры о принятии Украины в зону свободной торговли — это же все делается лишь в пику России, а не во благо самой Украины.

— Можно ли надеяться, что, по всей видимости, уже предрешенный, отказ Европы от Украины не оставит Украине иного варианта, кроме участия в Таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в полноценном формате?

— Насчет полноценного формата, как говорится, «мужики очень сильно сомневаются». Когда я говорил про шанс для России, то подразумевал, что верхи рано или поздно окончательно и бесповоротно скажут «мы идем назад». И в этом отношении у того, кто провозгласил создание Евразийского Союза, я имею в виду Владимира Владимировича Путина, появляется шанс обратиться к народу Украины с предложением стать частью этого образования. Шанс — абсолютно легитимный в духовно-смысловом плане созидания Русского мира, о котором говорит Патриарх Кирилл. Если эта идея действительно овладеет массами — она станет материальной силой.

И на сегодняшний день транслятором этой идеи, человеком, который готов разговаривать напрямую с народом Украины понятным ему голосом, является не президент Янукович, а будущий президент России Владимир Путин. В этом его историческая роль, а с другой стороны — это колоссальное обязательство не только перед нынешним, но и перед будущими поколениями. Ведь обманутость в надеждах может породить ту самую волну, которая, в конечном счете, снесет все. И на сегодняшний день шанс возглавить будущую историческую общность, которая послужит единению и процветанию наших народов, — историческая миссия Путина и его предназначение. Но одновременно это и аскеза, и колоссальная его ответственность.