Тбилиси — против сочинской Олимпиады

С конца 2010 г. официальный Тбилиси инициировал серию мероприятий, связанных с так называемым «геноцидом черкесов» в Российской империи. Естественно, Тбилиси интересуют не сами черкесы, а то, как можно использовать их в политических целях.

Приближающиеся Олимпийские игры в Сочи стали одним из факторов обострения интереса черкесских народов к исторической проблематике. Уже сейчас часть черкесских организаций за рубежом выступает против проведения соревнований в Красной поляне, которая как поселок возникла на месте последнего очага сопротивления черкесов во время Кавказской войны – аула Кбааде.

Высказывается мнение, что сама идея международного спортивного праздника в регионе Сочи противоречит трагической этнической памяти черкесов о событиях периода окончания Большой Кавказской войны 19 века, на 150-летие которого как раз приходятся Игры, а также букве и духу Олимпийской Хартии, на чем также пытается играть официальный Тбилиси, продвигая инициативу бойкота олимпиады, и пытающийся стимулировать в этом направлении соответствующие зарубежные северокавказские диаспоры.

Во время Олимпиады в Ванкувере «Черкесский культурный институт» в Нью-Джерси (США) провел митинг против планов проведения Олимпиады в Сочи. Сигнал из-за океана был услышан. В ноябре парламент Грузии создал комиссию по противодействию Олимпиаде в Сочи, объявив о намерении развернуть информационную кампанию в международных СМИ. Апогеем «черкесских» мероприятий Тбилиси стало принятие 20 мая 2011 г. парламентом Грузии резолюции о признании «геноцида черкесского народа».

Справедливости ради необходимо напомнить, что в 1992 г. Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны», которое объявляло гибель адыгов в 1760-1864 гг. «геноцидом» и провозглашало 21 мая «Днём памяти адыгов (черкесов) — жертв Русско-Кавказской войны». В ноябре 2006 г. общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкеские делегаты обратились к Грузии.

Вкратце история вопроса такова. В 1864 г. после поражения в военных действиях горцы были вынуждены спуститься в долины, где им объявили, что желающие смогут остаться там, лишь приняв российское подданство. Остальным предложили в течение двух с половиной месяцев переселиться в Турцию. Около 400 тысяч человек (в том числе и черкесы) были расселены на окраинах Оттоманской империи. Их поселения стали турецкими форпостами на Балканах и территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Израиля.

Сегодня официальный Тбилиси является сценой, на которой репетируются или проводятся различные мероприятия по северокавказской проблематике. Правительство Саакашвили предоставляет эту сцену и зарубежным структурам. На этих мероприятиях обкатываются и оцениваются различные вопросы и, в зависимости от оценок их эффективности и востребованности, формируется та или иная программа.

В последнее время президент Грузии упорно продолжает заявлять о своем видении «свободного Кавказа», с энтузиазмом продвигая различные политические и информационные проекты, призванные дополнительно «разогреть» если не Северный Кавказ, то обстановку вокруг него. Активно задействован «черкесский вопрос», объявляется о либерализации визового режима с республиками Северного Кавказа, ведется телевещание на русском языке на регион.

Осенью 2010 г. президент Саакашвили выступил в ООН с инициативой создания «Кавказской конфедерации». Это выступление экспертами оценивается как заявка официального Тбилиси на проведение «новой» северокавказской политики, как попытка прорыва изоляции от Северного Кавказа и получения Грузией ведущей роли в регионе. Затем вступило в силу решение о введении безвизового режима для граждан семи северокавказских субъектов России.

Грузинские власти не ограничиваются черкесской темой. Активизирующий свою работу «Фонд Кавказа» пытается поднимать и проблематику грузино-дагестанских отношений. В последнее время Тбилиси уделяет заметное внимание положению цезов в Дагестане. В парламенте в конце прошлого года была принята делегация, которая от имени цезов передала обращение к руководству страны с жалобами о своем «тяжелом положении».

К исламскому экстремизму грузинские политики и эксперты относятся с достаточным опасением. Многие оппоненты Михаила Саакашвили внутри страны именно поэтому весьма скептически восприняли идею либерализации визового режима с северокавказскими республиками. Возможное сотрудничество с исламистами на антироссийской основе может спровоцировать нежелательную для Тбилиси реакцию со стороны главного союзника – США. Во всяком случае, пока Вашингтон без особого энтузиазма относится к сотрудничеству с северокавказскими националистическими движениями.

Попытки «снятия барьеров» с северокавказским регионом, минуя Москву, чреваты внутренними проблемами для самой Грузии. Исламистские боевики могут вполне комфортно пересекать границу с Грузией. А практика организации «внутригрузинской Ичкерии» в Панкисском ущелье имела место еще в 1990-х г.г.

Грузинская игра на обострение создает для Тбилиси и целый ряд внешнеполитических проблем. Признание «геноцида черкесов» лишает Тбилиси морального права отказывать армянской стороне, которая не раз обращалась к Тбилиси с просьбой признать геноцид армян в Османской империи, что заставит Грузию делать непростой выбор между Арменией и Турцией. Имея в своем составе проблемный армянонаселенный регион Джавахети, грузинским властям опасно портить отношения с Арменией. Да и ссориться с Турцией, другим крупным соседом, Тбилиси также не с руки.

Антироссийская позиция Тбилиси на Северном Кавказе играет на руку сепаратистским и экстремистским движениям в регионе, что создает опасность проникновения в Грузию исламских террористов, претендующих на создание «имарата Кавказ» в том числе и на грузинской территории.