Мягкая сила по отношению к жесткой России

Когда Дмитрий Медведев посетит Германию в следующем месяце, канцлер Ангела Меркель расстелет красную ковровую дорожку, так как это может оказаться его последним официальным визитом в страну в качестве президента России.

С того момента, как он стал президентом в 2008 году, Медведев и Меркель установили близкие отношения, в отличие от нестабильных отношений, которые у нее сложились с его предшественником, премьер-министром Владимиром Путиным.

Но, в связи с недавно объявленной договоренностью о перестановке, согласно которой Путин вернется в президентское кресло в марте следующего года, а Медведев станет премьером, настроение в Берлине далеко не радостное.

Те немцы и другие европейцы, кто надеялся на демократизацию, унывают по поводу России. По их словам, Европе пора принять другую стратегию в отношении России, своего главного восточного соседа.

Это разрушит фундаментальную веру, столь дорогую для Германии, что помощь в модернизации экономики России поможет демократизации страны. Этого не произошло за время правления Медведева.

«Достижение демократизации через экономические отношения не принесло успеха», — считает Стефан Мейстер (Stefan Meister), специалист по России в немецком Совете по международным отношениям, располагающимся в Берлине. «Теперь, когда Путин должен вернуться на пост президента, Германии и Европе следует принять новый политический курс по отношению к России. Мы должны быть более последовательными», — считает Мейстер.

На практике это означает признание того, что европейские интересы лучше отстаиваются при помощи средств «мягкой силы», таких, как торговая и визовая политика, как показывают взаимоотношения Европы с Ближним Востоком и Северной Африкой до так называемой «арабской весны».

Тогда, европейцы приложили мало усилий для того, чтобы привязать помощь и политические отношения к созданию независимой судебной системы или разрешению свободы слова или созданию негосударственных организаций.

Тоже самое произошло с Россией. Европейский интерес в сохранении стабильных поставок энергоносителей из России, которая и так покрывает одну треть потребления газа и нефти Европы, преобладал над европейскими ценностями.

«Наши ценности – защита прав человека, законность и борьба с коррупцией, являются также и нашими интересами, — считает Бен Джуда, аналитик Европейского совета по международным отношениям. — Но мы не используем «мягкую силу» в отношении России».

Медведев всегда воспитанно выслушивал Меркель и других европейских лидеров, когда они предупреждали о необходимости усилить правопорядок, бороться с уменьшением населения, загрязнением окружающей среды и развалом инфраструктуры в России.

На деле, мало, что было сделано за время его пребывания у власти.

«Реформы были заблокированы, так как они бы ослабили положение элиты», — считает Николай Петров, аналитик Центра Карнеги в Москве, отделение Фонда Карнеги за международный мир, который базируется в Вашингтоне.

Помимо этого, добавил он, Медведев был обязан своим постом Путину. Когда второй президентский срок Путина подходил к концу в 2008 году, он сделал так, чтобы Медведев его заменил.

Европейцы добились малых успехов с Россией в области внешней политики.

В то время, как Кремль приложил большие усилия к «перезагрузке» отношений с Соединенными Штатами, достигнув договоренности по сокращению стратегического ядерного оружия, Европа осталась за бортом, неуверенная и разделившаяся в вопросе о том, как должна развиваться долгосрочная политика в отношении России.

Европейские союзники НАТО, например, попытались привлечь Россию к работе над европейской противоракетной программой, которая должна защитить Европу. До сих пор переговоры ни к чему не привели, Кремль продолжает выступать против американо-европейской системы ПРО, а европейцы разделились в вопросе о том, как реагировать на российский ответ.

Еще больше европейцев, особенно Германию, расстраивает то, как Россия под управлением Медведева не смогла разрешить долгосрочный конфликт в Приднестровье. Данный регион Молдавии, бедной стране, граничащей с европейской Румынией, стремится, при поддержке России, обрести независимость или автономию от Молдавии.

Меркель и Медведев договорились полтора года назад о совместной работе над разрешением этого 20-летнего замороженного конфликта.

В обмен, Германия предложила России основать российско-европейский Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности, где Европа и Россия будут близко сотрудничать в области гражданских, военных и кризисных вопросов в Брюсселе.

Более того, российские дипломаты расценили это как возможность влияния на европейскую архитектуру безопасности. Но из этой инициативы Меркель ничего не вышло, несмотря на значение Германии в России.

Так или иначе, Медведев на посту президента демонстрировал какую-то надежду на превращение страны в современное, демократическое западное государство.

Запланированное возвращение Путина, бывшего агента КГБ, в 80-ые года базировавшегося в Дрездене, тогда находившегося в составе ГДР, на пост президента разрушает подобные надежды.

Во время будущего президентского срока Путина, так как его переизбрание является довольно предсказуемым, западные политики предрекают, что мало будет сделано в направлении модернизации или демократизации. Они опасаются, что конфликтные ситуации с Россией возрасту по вопросам НАТО, Белоруссии, Украины и Молдавии, тех стран, которые зажаты между Россией и Европейским Союзом.

Европейские лидеры, во время саммита в Варшаве в сентябре, разглагольствовали о поддержке демократических изменений в этих странах. Они пообещали более близкое сотрудничество и сближении с ЕС в области стандартов, включая поддержку прав человека и независимой судебной системы. Но лидеры ЕС, столь обеспокоенные еврокризисом и уставшие от вопроса расширения, заявили об отсутствии перспективы для этих стран стать членами ЕС.

Лишь спустя несколько дней после саммита в Варшаве Путин объявил о своих планах по созданию «Евразийского супергосударства», в рамках границ бывшего СССР, которое бы называлось Евразийским союзом. Аналитики заявили, что данное заявление задает тон возвращению Путина: расширение влияния Кремля на постсоветское пространство.

Если это так, то, может быть, настало время ЕС переключить свое внимание на то, чтобы приблизить эти страны к Европе, популяризируя свои ценности более прямым способом, вместо того, чтобы ждать, когда Россия добьется большего влияния и не позволит демократии прорваться за пределы восточной границы ЕС. По словам аналитиков, это более перспективно, чем ожидать, что Россия изменится.