Премьерство Медведева могут поставить под вопрос

Вся комбинация тандема с переменой мест сработает с одной оговоркой.

Если «Единая Россия» не провалится. Что вселяет такую уверенность в тех, кто эту комбинацию решил осуществить? Пока, главным образом, то, что вся избирательная машина будет раскручиваться на образе Путина-будущего президента. Но опросы общественного мнения показывают, что новость о возвращении Путина в Кремль добавила партии власти всего 2-3%. Таким образом, Медведев, возглавив список партии, оказался в сложной ситуации. Нередко говорил он о том, что «ЕР» «бронзовеет», что думе нужно «правое» крыло, и теперь вынужден сам вести «забронзовевшую» партию к победе. Как отмечают эксперты, недостаточный успех «ЕР» может поставить под вопрос само премьерство Медведева.

Как отметил в интервью Накануне.RU политолог, замдиректора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов, сейчас Медведев всячески стимулирует своих сторонников обещаниями того, что продолжит реформы в качестве премьера. Однако пикантность ситуации состоит в том, что путь в либеральный лагерь ему оказался заказан после истории с Прохоровым.

Вопрос: Расскажите, с тех пор, как Путин перестал быть «лицом» избирательной кампании «ЕР» и его место занял Медведев, что изменилось? Поменялась ли тактика партии власти в этом плане, пришлось ли вносить какие-то существенные коррективы?

Александр Шатилов: На мой взгляд, существенно характер избирательной кампании «ЕР» не поменялся ввиду того, что участие в ней Дмитрия Медведева будет формальным, и ясно, что после 24 сентября инициатива в партии и в руководстве страны принадлежит Владимиру Путину, и незримо этот фактор будет незримо присутствовать. Таким образом, формальное лидерство Дмитрия Медведева на приоритеты единороссов не повлияет, более того, представитель крыла консерваторов внутри «ЕР» — Сергей Неверов — фактически возглавляет избирательную кампанию, и он заявил разве что о том, что партия будет согласовывать свои шаги с Дмитрием Медведевым. На бюрократическом языке «согласовывать» значит, условно говоря, ставить в известность, но не более того. Поэтому каких-то существенных подвижек здесь не будет. Соответственно, и кампания будет развиваться по заранее намеченному плану. Более того, как показывают результаты опроса общественного мнения, в последнее время фактор Владимира Путина благоприятно повлиял на рейтинг «ЕР», может быть не так, как ей бы этого хотелось, но, тем не менее, 2-3% прибавки имеется. Поэтому я думаю, что перспектива возвращения Владимира Путина на президентский пост будет определять избирательную кампанию, в том числе.

Вопрос: То, что на съезде «ЕР» в ноябре его официально выдвинут в президенты, даст дополнительный толчок? Или что-то может помешать этому?

Александр Шатилов: Здесь все будет зависеть от конъюнктуры. Если ситуация будет, что называется, «просаживаться» и «подвисать», то, может быть, действительно, произойдет выдвижение до выборов. Если же все будет развиваться по инерционному сценарию, то возможно выдвижение Путина и после думской кампании, особенно, если будет ясно, что «ЕР» выступает достаточно уверенно и с большим отрывом опережает конкурентов.

Вопрос: Но Грызлов уже заявил, что все будет сделано в конце ноября, до выборов. Поторопился?

Александр Шатилов: Заявления поступают регулярно, самые разнообразные. Грызлов, как представитель лагеря консерваторов, видимо, хочет подстраховаться и активно использовать выдвижение Путина в президенты, как громкий информационный повод, который может позитивно повлиять на результаты декабрьских выборов. Но многое зависит от того, насколько Путин и Медведев будут сохранять конструктивное взаимодействие и насколько выдвижение до выборов Путина в президенты не обидит Медведева, потому что сейчас, насколько я понимаю, премьер-министр заинтересован в том, чтобы поддерживать максимальную стабильность внутри тандема и не спровоцировать обиду, болезненную реакцию Медведева какими-то поспешными шагами. Медведев, что называется, «еще царь», и в этой ситуации его интересы Путину нужно учитывать.

Вопрос: Весь свой президентский срок Медведев усложнял задачу партии власти. Говорил, что она бронзовеет, предрекал соперничество с правыми силами в думе. А теперь ему самому придется из этой ситуации выходить, да еще и с громкой и безоговорочной победой «ЕР». Но есть мнение, что «ЕР» даже не наберет конституционного большинства. Что в таком случае будет с Медведевым?

Александр Шатилов: Он заявил, что многое зависит от того, как выступит «ЕР», он, прежде всего, пытается мобилизовать своих сторонников на поддержку партии власти, поскольку понимает, что в случае неудачного выступления «ЕР» этот недостаточный успех на него могут повесить, и тогда под вопросом окажутся его премьерские перспективы. И поэтому он сейчас всячески стимулирует своих сторонников обещаниями того, что продолжит реформы в качестве премьера, но только для этого нужно обеспечить высокий результат партии власти. Но, если говорить честно, путь в либеральный лагерь для Дмитрия Медведева заказан, и он все больше агитирует к консерваторам, в том числе, команде Путина, «ЕР».

Вопрос: То есть, победа «ЕР» — своего рода залог премьерства Медведева? И какая, в таком случае, «цена»? Хотя бы 50% голосов избирателей? Или больше?

Александр Шатилов: Тут надо смотреть, ведь потом еще будут перераспределяться места тех, кто, что называется, «ушел в отсев». Также, если «ЕР» не доберет до конституционного большинства, то возможен вариант альянса, которые в какой-то мере раньше уже присутствовали. Например, альянс «ЕР» и ЛДПР.

Вопрос: Это возможно?

Александр Шатилов: Это вполне реальный альянс, который может позволить обеспечить конституционное большинство де-факто. Другое дело, что тогда делиться придется с Владимиром Вольфовичем ресурсами, с ним заигрывать, чего партии власти не хотелось быть.

Вопрос: Что касается «обид» Дмитрия Медведева… Как считаете, до президентских выборов могут произойти ситуации, аналогичные той, что была с Кудриным? Например, такая же громкая отставка какого-нибудь министра по инициативе действующего президента?

Александр Шатилов: После истории с Кудриным министры, высшие чиновники воздержатся от публичной демонстрации сомнений во властных полномочиях и статусе Дмитрия Медведева, потому что опыт Кудрина показал, что Путин готов пожертвовать даже близкими фигурами и не допустить раскола в тандеме. Неприлично совсем уж демонстрировать то, что Медведев — «хромая утка» в политике. Дело Кудрина продемонстрировало то, что Путин это не приветствует. Хотя де-факто Путин перетягивает на себя основные президентские полномочия. Статус Медведева несколько упал, но публично никто этого демонстрировать не будет.