За кого проголосует армия?

По общему мнению, в предстоящих выборах хитроумные российские власти не оставили места для хоть какой-нибудь существенной интриги. И все же некоторые загадки существуют. Одна из них: за кого в декабре и в марте проголосуют Вооруженные силы? Вопрос для Кремля чрезвычайно важный. Ведь если «Единая Россия» не наберет большинства в казармах и кубриках, получится, что армия откажет в доверии собственному Верховному главнокомандующему. А это скандал.

Подобное уже было. На президентских выборах 1996 года в первом туре 58% представителей военного электората проголосовали за Зюганова, Лебедя и Жириновского. Тогдашнему главе государства Борису Ельцину досталось всего 25% голосов избирателей в погонах. На другой день после провального голосования в отставку был отправлен «лучший министр обороны» Павел Грачев, как злостно не обеспечивший президентского триумфа в войсках. Сути дела изгнание Грачева не меняло. Армия ненавидит верховную власть – это проявилось в 1996 году с медицинской точностью. Как будет теперь?

Сегодня в Кремле наверняка под лупой изучают социологические результаты опросов военных, членов их семей и гражданских служащих, которые проводит Министерство обороны. По собственной многолетней службе в этом ведомстве знаю, что цифры подобных исследований обычно отличаются необыкновенной гибкостью в итоговых отчетах. Особенно те, что неприятны верховному начальству. Корректируют их, скорее всего, и сегодня. Но все же «плюс» на «минус» мгновенно менять слишком рискованно. Дураков во власти, конечно, хватает. Но не все же и там пребывают в благостных иллюзиях? Значит, надо знать меру и в корректировках. Поэтому даже то, что публикуется на сайте оборонного ведомства, пищу для горестных размышлений Кремлю все же дает.

Например, вот это. Военные социологи своим респондентам задали ключевой для понимания нынешних настроений в войсках вопрос: «Как вы думаете, повысился ли престиж Вооруженных сил РФ в ходе военной реформы?». При этом и спрашивающие, и отвечающие, конечно, отдавали себе отчет, что, по меньшей мере, до начала реформы имени Анатолия Сердюкова этот престиж был практически нулевым. Потом в армию стали вбухивать триллионные бюджетные вливания. И что получили на выходе? Положительную динамику престижа воинской службы отметили лишь 9, 73 % опрошенных. Считают, что все осталось, как прежде, — 59,47%. Еще треть с ответом затруднились. Ну, а про то, не продолжает ли престиж роковое падение, авторы опроса спрашивать посчитали излишним. Умные люди, они, безусловно, понимают, что приставать к служивым еще и с этим необходимости нет. Некуда ниже падать.

Вопрос с престижем, ясное дело, требует расшифровки. Ее с безжалостной прямотой дают итоги других опросов военных. Лишь 12,7% защитников Родины полагают, что военная безопасность страны надежно обеспечена. Число тех, кто придерживается мнения, что фактически страна безоружна перед лицом глобальных угроз, выглядит сокрушительно – 81,32%. Причем, это люди, которые о положении дел знают не из минобороновских пресс-релизов. Почти никто из них не ушел от прямого ответа. Уклонившихся оказалось всего 6,42%.

Благодарна ли армия Кремлю за растущую, как уверяют сверху, заботу о ее сытой и благополучной жизни? Увы. Социальными гарантиями, предоставленными государством, удовлетворены лишь 7,57% военных. Хотелось бы знать, где сидят и чем кормятся эти редкие оптимисты? Потому что 85,71% их товарищей по службе ответили грозным и категорическим «нет».

Таков пейзаж в войсках перед предвыборной битвой. Откуда это почти повальное разочарование военных? От рухнувших иллюзий. Вспомним, именно голоса людей в погонах в значительной степени обеспечили избрание Владимира Путина на первый президентский срок. Тогда ВВП предстал в образе решительного укротителя терроризма, грозившего разрушить страну. От него веяло державностью и силой. То есть тем, по чему Вооруженные силы РФ так стосковались за годы ельцинского безвременья. Обещаний решительно повернуть к возрождению армии тоже хватало.

Денежное неудовольствие

Помните, в марте 2002 года президент Путин подписал Указ «О совершенствовании системы денежного довольствия военнослужащих»? Тот документ не устанавливает новые денежные оклады военнослужащих, он лишь поручает правительству России до 1 мая того же года представить предложения по приведению денежного довольствия военнослужащих к уровню должностных окладов государственных служащих. То есть, ввести в действие простую и понятную каждому логику: не должен столоначальник в госконторе получать больше, чем тот, кто служит Отечеству круглосуточно и обязан быть в сиюминутной готовности по первому приказу сесть в эшелон и отправиться проливать свою и вражескую кровь туда , куда прикажут.

Но вся штука в том, что решение президента именно чиновникам и предстояло воплощать в жизнь. С какой стати они стали бы ущемлять себя собственными руками? А бюджет, как известно, не безразмерный. Спустя почти десятилетие итог таков: большинство офицерских семей в России живет у черты бедности. Обычный взводный получает порядка 15 тысяч целковых. Впервые в истории России средняя военная пенсия стала ниже той, что «на гражданке» платят, допустим, бывшим водителям троллейбусов или инженерам. Как следствие, седые майоры-отставники тысячами пишут заявления в военкоматы о добровольном переводе их пенсионных дел в обычные собесы.

С госслужащими – ничего подобного. Об их окладах говорить не имеет смысла. Их сравнительная скромность с лихвой покрывается льготами и дополнительными выплатами. Например, такими. Минувшей зимой правительство Москвы приняло постановление N 91-РП «О размерах компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и возмещения расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно государственным гражданским служащим города Москвы». В документе сказано: «С 1 января 2011 г. компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку государственным гражданским служащим составляет 65,2 тыс. руб. Кроме того, компенсируются расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно. Размер компенсации не должен превышать 15,3 тыс. руб. Право на указанные выплаты имеют, в том числе, и госслужащие-пенсионеры».

Четыре лейтенантских оклада за неиспользованную путевку! Две майорские пенсии только на проезд к месту отдыха! В армии нет ничего подобного. А как же равенство в оплате труда военных и столоначальников, предписанное Путиным еще восемь лет назад? Ждите ответа… Ждите ответа…

Говорят, многое изменится с 1 января 2012 года, когда начнется реформа денежного содержания военнослужащих. Говорят, лейтенант станет получать примерно по 50 тысяч целковых, а полковник – аж по 90 тысяч. И это, конечно, шаг вперед. Но без ложки дегтя не обошлось и тут. Военных пенсионеров, коих вместе с членами семей порядка 5 миллионов, правительство все равно решило оставить за бортом посленовогоднего благоденствия. При расчете их доходов, которые по закону обязаны базироваться на офицерском жалованье соответствующих категорий, с 1 января планируется использовать взятый непонятно откуда понижающий коэффициент 0,54. Уже названный обиженными стариками «коэффициентом кастрации». Это приведет к тому, что офицер, выходя на пенсию, получит не 75-85% своего ежемесячного довольствия, как предусматривает законодательство, а лишь 15-20%. Надо ли говорить, что в отношении государственных служащих и близко нет и никогда не будет такой дискриминации? Ну, потому что именно они и пишут проекты законов и постановлений.

Крыша поехала

Традиционно настоящей бедой армии в последние десятилетия стала квартирная проблема. Числа на этот счет назывались разные. Три года назад Минобороны полагало, что у него 160 тысяч бездомных офицеров – явление для цивилизованных стран неслыханное. Еще примерно столько же вопреки закону было выброшено бомжами «на гражданку» в ходе безжалостных повальных сокращений Вооруженных сил в минувшие два десятилетия. Министр обороны Сердюков уверял, что нашел простую и эффективную схему решения этой мегапроблемы. Выглядит она так. Все профессиональные военные должны жить исключительно в служебных квартирах. За время службы каждому ежегодно государство перечисляет определенную сумму денег на специальный счет, воспользоваться которым можно лишь получив копию приказа об увольнении в запас. Если прослужил достаточно – хватит на покупку собственной квартиры или, допустим, коттеджа, там, где пожелаешь.

Красиво? Безусловно. А дальше началась проза. Во-первых, такой прорвы служебного жилья в Вооруженных силах нет и никогда не было. Его надо строить. Во-вторых, накопить на собственное жилье даже при самых благоприятных условиях могут лишь те, чья служба только начинается. Кому до пенсии осталось несколько лет, надо по-прежнему давать квартиру даром.

«Дадим», — заверили армию и президента в правительстве. Первый срок окончательной победы над военным бесквартирьем назначили на 2010 год. Вбухали кучу денег и дело закипело. В 2008-2010 годах жильё построили для более 100 тысяч 100 тысяч офицерских семей. Впечатляло. Однако снова благолепия не получилось. Оказалось, что значительную часть домов построили там, где подешевле,и куда, соотвественно, ехать мало кто хочет. Потому что ни работы, ни нормальной инфраструктуры в округе нет. Например, громадный микрорайон «Снеговая падь» под Владивостоком. Тот вообще умудрились воздвигнуть на месте взорвавшегося арсенала и уцелевшие снаряды там находят рядом с десткими песочницами. Что и неудивительно. В 1992 году здесь разметало десятки вагонов боеприпасов. В июле этого года рядом со стройплощадкой произошёл взрыв, погибли два строителя.

Качество строительство тоже соответствующее. Когда большое начальство из Москвы приехало с законной, как ему казалось, гордостью осматривать «Снеговую падь», оказалось, что в подготовленных к встрече новоселов квартирах нет воды. Чтобы скрыть эту неприятность, к противоположной стороне дома подогнали пожарную машину. И живительную влагу в краны принялись закачивать прямо из нее. начальство было довольно. Но микрорайон и сегодня стоит полупустым.А несостоявшиеся новоселы годами судятся с родным ведомством, поскольку в списках бесквартиных уже не значатся, хотя жить по-прежнему негде.

В общем, обещанной президенту Дмитрию Медведеву победы над военным бесквартирьем в 2010 году не получилось. В нынешнем году — тоже. Теперь виктория перенесена на 2013 год. То есть — после выборов. А там — или осел, или падишах умрет. Премьер Владимир Путин недавно пообещал, что с 2011 по 2013 год военнослужащим будет предоставлено ещё порядка 77 тысяч квартир.Поживем — проверим.

Недовооруженные силы

Но все же для армии не денежное довольствие, и не квартиры главное. Главное — оружие. Оно должно быть современным и его должно быть достаточно. Как с этим? В феврале нынешнего года начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров, выступая перед отставниками, доверительно признался: «Говорят, у нас очень мало современных вооружений. Скажу вам по секрету: их у нас вообще нет». Такова, выходит, точка отсчета в этой области. О том, что ждет военных впереди, сказано в госпрограмме вооружений, рассчитанной до 2020 года.

Великодушно забудем, что две предыдущие такие же программы провалились с треском. Денег на них не нашлось, да и оборонная промышленность ощутимо деградировала. Вроде, ошибки учтены. На госпрограмму-2020 планируется ассигновать умопомрачительную для нашей страны сумму — 20 триллионов рублей. «Мы не можем обойтись без расходов на оборону, причем расходов, достойных Российской Федерации», — весомо пояснил на днях президент Медведев. Ну и как?

Пока — почти никак. Уже ясно: гособоронзаказ на 2011 год, на который отведено 750 миллиардов рублей, уже сорван. На дворе октябрь, а Министрерством обороны договора с предприятиями не подписаны на десятки миллиардов. Уже понятно, что Ракетным войскам стратегического назначения не удастся поставить в строй требуемое количество межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М». Технологический цикл их изготовления таков, что даже если завтра деньги от военных поступят в полном объеме, «Тополя» не построить.

«Севмашпредприятие» должно было в 2012 году дать стране один многоцелевой атомный подводный крейсер проекта 855 «Ясень» и два атомных ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей». Причем, последние — под межконтинентальную ракету «Булава», которая должна к 2020 году стать основой мощи морской составляющей ядерной триады России. Не будет этих лодок к сроку. Причина все та же — позднее подписание договоров. И это несмотря на категорические требования и Медведева и Путина к Сердюкову не допустить подобного.

Но в Минобороны сегодня работают неунывающие люди. «Не может российская оборонка обеспечить нас качественным оружием? Купим за рубежом», — легкомысленно утверждают так. И отправляют за рубеж огромные деньги. На те же французские вертолетоносцы «Мистраль», покупка которых вызывает просто стон у специалистов своей очевидной бессмысленностью. Еще недавно главный по закупкам оружия в Минобороны, а теперь вольный отставник генерал-полковник Анатолий Ситнов уверен, что это дейсвтительно отличные корабли. Но — для войны с папуасами. Поскольку с туземцами у России непримиримых противоречий нет, назначение «Мистралей» непонятно и ему. Тогда зачем мы на каждый отваливаем французам почти по миллиарду? Ситнов уместно процитировал незабвенного пацифиста Михаила Горбачева: «Все правды вы не знаете и никогда не узнаете».