Польша не намерена «перезагружать память» о России

Европейский суд по правам человека может признать Россию виновной в Катынском расстреле.

«Польша и Россия заслужили иметь дружественные отношения. Наши великие народа могут жить вместе в дружбе, и это должно основываться на правде, на мудрой памяти, а также на способности идти вперед». Эти слова произнес 7 октября, в последний день предвыборной парламентской кампании, нынешний премьер Польши, лидер партии «Гражданская платформа» Дональд Туск, что лишний раз свидетельствовало, насколько важное место заняли отношения с Россией во внутриполитических польских баталиях.

Сегодня стало известно, что партия Туска одержала на выборах победу. И хотя официальный подсчет голосов еще не закончен, все уже ясно: «Гражданская платформа» набирает около 40%, почти на 10% опережая партию «Право и справедливость» Ярослава Качинского, который (как и его покойный брат) ничего подобного о России никогда не мог произнести в принципе (разве лишь в случае капитуляции нашей страны). Москва, таким образом, может быть довольна исходом выборов в Польше.

Впрочем, все ли так просто и однозначно? Разумеется, реванш «Права и справедливости» (которая находилась у власти в 2005-2007 гг.) незамедлительно повлек бы за собой ухудшение польско-российских отношений, и в этом смысле проигрыш партии Качинских Москва может только приветствовать. И, тем не менее, так ли уж отвечает интересам России та политика «примирения», которую проводит в последние годы в отношении Варшавы российское руководство?

Да, 7 октября Туск подтвердил: «Если у меня будет возможность остаться у власти на следующие четыре года, я буду работать, чтобы отношения России и Польши были как можно лучше». Но при этом тут же добавил: «Учитывая, однако, все сложности, создаваемые нашей историей и некоторыми действиями». «Не все идет так, как следовало бы», – признал он, особо отметив, что ни о какой «перезагрузке памяти» с польской стороны речи нет: «Мы в Польше не будем перезагружать нашу память».

А о том, что помнят поляки (и о чем они, в свою очередь, «не помнят»), еще раз напомнил на днях польский историк Марек Корнат, который входит в состав польско-российской комиссии историков, созданной в 2007 году для изучения сложных вопросов двусторонних отношений. Вот что он заявил, как сообщает ИА REGNUM, в интервью латвийской газете Latvijas avize:

«Нет сомнений, что Катынская трагедия (расстрел польских офицеров под Катынью в годы войны. – Прим. KM.RU) была преступлением против человечества, хотя Россия юридически отказывается это признать. Однако Катынь в работе комиссии была не самым сложным вопросом… По пяти вопросам, по которым позиции отличались, прогресса не было. Первый: советские военнопленные в Польше. Российская пропаганда утверждает, что поляки их уничтожили. После поражения советских вооруженных сил в 1920 году в плен Польши попало 60 000 советских солдат. Российский историк утверждает, что их было 100 000, но это – преувеличение. На самом деле этих военнопленных Советский Союз не хотел принимать обратно, судьба этих людей его не интересовала. В Польше в послевоенный период была очень сложная ситуация, не хватало еды, и эти пленные погибли от голода и болезней.

Второй вопрос затрагивает 30-е годы, когда Польша проводила равноправную политику между Россией и Германией. С точки зрения российских историков, Польша тогда была союзником Германии и, таким образом, виновата в начале Второй мировой войны. Третья проблема: положение Польши после 1945 года, польская советизация. По мнению представителей России, таковой не было. Четвертая проблема: экономические отношения между Польшей и СССР. Пятая – дискуссия о возможности польских историков работать в российских архивах и доступность последних. Здесь вообще не было никакого прогресса». Один из историков с польской стороны подчеркнул, что России следует отдать Польше архивные документы, которые СССР присвоил в 1939 году. Среди них – документы польской разведывательной службы и польского генерального штаба. Добавлю от себя: то, что поляки это допустили, – это трагедия».

Как видим, с «памятью» у поляков все нормально: объявив политику «примирения» с Россией, они ни на йоту не отступили от своих взглядов на историю. Это Россия, по их мнению, должна их пересматривать, открывать секретные архивы, возвращать Польше утерянные исторические документы. Польша же не должна идти ни на какие компромиссы со своей «памятью». Твердость, дескать, лишь подтолкнет Россию к «примирению» с Польшей.

И такой расчет Варшавы, надо признать, пока вполне оправдывается. По распоряжению «высочайшего руководства» Россия уже передала Польше более 140 из 183 томов секретных архивов по Катынскому делу, фактически уже взвалив на себя – вопреки множеству исторических фактов – ответственность за расстрел поляков в годы войны. Порой создается впечатление, что наше руководство как будто не предвидит никаких последствий такого «покаяния».

А последствия могут быть самые серьезные. Так, 6 октября Европейский суд по правам человека в Страсбурге провел слушания по иску родственников 12 польских офицеров, расстрелянных в Катыни. И хотя иск подали вроде бы частные лица, а не Польша как страна, официальная Варшава не только солидаризировалась со своими соплеменниками, но и оказывает им всяческую поддержку. Но даже это, безусловно, очень важный, но всего лишь штрих к общей мрачной (для Москвы) картине, которая начинает вырисовываться.

Дело все же не столько в том, как будут судить Россию, – при поддержке польских властей или же без их участия. Главное – что ее будут в Страсбурге судить.

Представлявший Россию на заседании ЕСПЧ заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин попытался было опротестовать сам факт рассмотрения Страсбургским судом Катынского дела. По его словам, ЕСПЧ в принципе не должен рассматривать его хотя бы потому, что на момент расстрела Россия не была членом ЕСПЧ. Но иск от родственников погибших поляков суд все-таки принял!

А это значит, что Страсбургский суд вполне (и даже скорее всего) может вынести в адрес России вердикт: «Виновна». И вот тогда ей придется отвечать и перед родственниками 12 первых истцов по Катынскому делу, и перед родственниками еще тысяч «жертв Катынского расстрела». Сумма только финансовой составляющей этих исков может быть вполне сопоставима с претензиями Литвы и Латвии (на этой почве, кстати, латвийская газета и проявила интерес к работе польско-российской комиссии историков) на возмещение ущерба за «советскую оккупацию». И за все это унижение мы должны будем «благодарить» руководство нашей страны, которое твердо взяло курс на «примирение» с Польшей.