Для ответа на ПРО США Москва задействует Беларусь?

Последние события свидетельствуют о том, что с большой долей вероятности Беларусь может стать одним из главных плацдармов противодействия передовому эшелону ПРО США, создаваемому в Восточной и Юго-Восточной Европе.

Насколько можно судить по публикациям российских СМИ, Москва все больше теряет терпение и отказывается искать компромисс с Вашингтоном в этом вопросе. В верхних эшелонах российской власти всерьез рассматривают возможные варианты мер в ответ на создание системы американской противоракетной обороны.

Поводами для конфронтации стали отказ США предоставить России юридические гарантии ненаправленности против нее американской ПРО, а также нежелание создавать совместную ПРО. Еще прошлой осенью президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул идею секторальной евроПРО, при которой США, Россия и ЕС отвечали бы за определенный сектор безопасности в этой интегральной системе.

Эта идея изначально была встречена Североатлантическим союзом без особого восторга. А в июне этого года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен окончательно и в категорической форме отверг ее, заявив, что НАТО считает невозможным создание единой ПРО с Россией. В июле трения между Россией и НАТО обострились до того, что Москва объявила о готовности выйти из соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Для сохранения партнерских отношений Россия в очередной раз призвала альянс прислушаться к своим требованиям. И в очередной раз не получила желаемого ответа.

Недавно конфликт выплеснулся на страницы прессы, об отсутствии прогресса в переговорах России и США по проблеме ПРО заговорили как представители российского МИД, так и высокопоставленные чиновники российского военного ведомства. По словам заместителя министра обороны России Анатолия Антонова, Вашингтон продолжает строить свою систему ПРО с опережением графика, не обращая внимания на неоднократно высказанные озабоченности Москвы.

Поводом для особой озабоченности в Москве стало подписание 13 сентября соглашения между США и Румынией о размещении на территории последней элементов американской противоракетной обороны. Соглашение предусматривает размещение мобильных батарей с ракетами-перехватчиками SM-3 на военной базе в городе Девеселу на юге страны. Кроме того, у берегов Румынии будут дежурить американские крейсеры с теми же ракетами SM-3.

Кроме того, 14 сентября достигнута договоренность между Вашингтоном и Анкарой о размещении мобильной системы РЛС класса AN/TPY-2 THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) в турецком городе Малатья. Радар будет передавать данные о приближающейся опасности на американские крейсеры, оснащенные системой ПРО Aegis. Задачей системы Aegis на кораблях ВМС США является непосредственный перехват иранских баллистических ракет с помощью SM-3.

Напомним, что к 2018 году элементы единой системы ПРО НАТО предполагается развернуть и в Польше. Переговоры об этом начались еще при предыдущем президенте США Джордже Буше. Первоначально американцы намеревались разместить на польской территории десять ракет-перехватчиков, а в соседней Чехии поставить мощный радар для обнаружения ракетных угроз.

Однако в 2009 году Чехия, недовольная условиями своего участия в программе создания евроПРО, объявила о выходе из нее. Станут ли американцы переносить радар в Польшу, пока не ясно. Однако совершенно точно можно сказать, что размещение любых элементов ПРО в Польше не устраивает Россию.

Как уже говорилось выше, Москва, не дожидаясь подобного развития событий, заявила о подготовке комплекса ответных мер, включая военно-технические. Об этом, в частности, заместитель министра обороны России Анатолий Антонов заявил 27 сентября во время учений на полигоне Чебаркуль. Правда, он не пояснил, какие именно ответные меры будут предприняты.

По мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, эти меры, скорее всего, могут быть связаны с увеличением темпов серийного производства межконтинентальных баллистических ракет РС-24 «Ярс» и «Булава», размещением вблизи границ НАТО оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и переориентированием бомбардировщиков Ту-22М3 на выполнение задач на европейском театре военных действий.

Между тем нетрудно заметить, что большинство из этих ответных шагов невозможно будет предпринять без прямого или косвенного участия Беларуси.

Во-первых, носителями мобильных МБР РС-24 являются тяжелые многоосные шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Так что любое наращивание группировки этих ракет невозможно без адекватного увеличения их производства на МЗКТ.

Во-вторых, именно территория Беларуси является одним из наиболее оптимальных мест базирования ракетных комплексов «Искандер» в случае появления в Польше элементов американской ПРО.

И в-третьих, с советских времен все наиболее приспособленные для размещения евростратегических бомбардировщиков Ту-22М3 авиабазы также находятся в Беларуси (в частности, это Мачулищи под Минском).

Так что нетрудно сделать вывод: обострение конфликта между Россией и США по поводу создания передового эшелона американской ПРО в Европе неизбежно вовлечет в это противостояние и Беларусь.