Украина: русский кулак

Очевидный для всех конфликт Кремля и официального Киева (и не только в газово-переговорной плоскости) – естественное следствие классической российской внешней политики. Из этой же сладкой оперы нынешние скандальные арии судебных исков к РАО «Газпрому», которые консолидированно и синхронно подают нынче все мыслимые и немыслимые… друзья Путина из германских, итальянских и болгарских правительственных резиденций.

Им не хочется платить дороже за сырье и не хочется выглядеть, скажем так, высокопоставленными «лохами». Почему? Потому что Россия никогда не умела играть прозрачно и длинно и всегда предпочитала затевать интриги там, где не нужно. Россия предпочитает кулуарно покупать европейских политиков, чтобы усилить свое теневое влияние на общеевропейские институты управления. Искренне полагая, что только теневые системы позволяют добиваться действенно результата.

Надо признать, что нынешняя Россия хорошо знает, чего она хочет на внешних политических рынках. Былой растерянности и былого поиска «новых друзей» нет и в помине. Возможно, эта огромная страна и не претендует сегодня на роль мирового технологического или финансового лидера. Но и роль локальной империи, старательно собирающей осколки СССР в некий новый «клуб постсоветских стран» (или, если хотите, таможенное пространство), ее также больше не устраивает. Россия хочет доминировать. В регионе. Затем в Европе (и это только кажется, что подобное невозможно). Еще позже – в мире. Россия явно хочет восстановления биполярного мира с собой в главной роли и двумя непредсказуемыми переменными – Китаем и Ираном. А еще она хочет нескончаемой войны «Запада с терроризмом», так как эта война (по версии кремлевских аналитиков) высасывает ресурсы западных цивилизаций, хорошо отвлекает их внимание и позволяет россиянам наращивать свое теневое влияние. Несколько наивно, но весьма привлекательно для пестования амбиций.

Сегодня у наших соседей имеется хорошо финансируемая «внешнеполитическая доктрина». Доктрина эта, как я уже сказал, предполагает жесткое доминирование в Европе. Без всяких сантиментов и без всяких демократических декораций. Доминирование может быть только экономическим. Или даже традиционно — сырьевым. Что хорошо получается у россиян на протяжении последнего десятилетия. Но это уже слишком старая и слишком ненадежная игра. Сегодня Россию интересует нечто большее, чем просто диктовать цены на энергоносители. Ее интересует «покупка» (коррупция) как можно большего числа европейских правительств с тем, чтобы получить прямую возможность влиять на политику корпоративных общеевропейских и общемировых институтов власти. И если раньше Россия опиралась только на одиозные режимы – Беларусь, Азербайджан, Сербия (времен Милошевича), Венесуэла, Никарагуа, Иран, голосовавшие с подачи России за те или иные ее инициативы, — то сегодня ей нужны «хорошие правительства». Правительства с хорошей родословной и репутацией. Болгария, Венгрия, обновленная Сербия, Чехия, Польша и, конечно же, Литва. Нужны правительства и старой Европы – Италии, Франции, Германии. Но в этих странах проще – личные контакты премьера (вчера и завтра – президента) Путина с первыми лицами этих государств при полном равнодушии общественного мнения, позволяют Кремлю оказывать сильнейшее влияние на их решения.

Россияне активно и агрессивно используют вполне действенные инструменты для установления некоторого контроля над суверенными правительствами. Первый инструмент: покупка национального бизнеса или покупка национальных бизнесменов. Прежде всего, в странах Восточной Европы и в частности в Литве, Польше, Украине. Национальный бизнес становится младшим партнером в крупных российских компаниях, получает российские деньги на развитие, а также теневые «премии» от россиян за соучастие. И этот бизнес начинает давить на свои правительства в пользу россиян.

Второй инструмент (опять экономический): создание совместных предприятий и последующая передача на баланс этих предприятий крупных стратегических промышленных объектов. Энергетика, строительство и обязательно — банковская сфера. Национальные экономики начинают легально насыщаться не глобальными инвестиционными деньгами, но российским капиталом. Российский же капитал — это не столько инвестиции в инфраструктуру, отчисление налогов и социальные программы. Это, прежде всего, коррупция и давление на правила игры.

Третий инструмент российской теневой экспансии: покупка (коррумпирование) национальных политиков. Покупка может быть формально легальной. Это когда та или иная национальная политическая группа (партия) финансируется россиянами через посредников, оплачивающих работу околопартийных экспертов. Либо абсолютно нелегальной и труднодоказуемой, когда конкретный политик поступает на содержание к какой-нибудь финансово-промышленной группе с российскими корнями. Эта группа платит ему или его родственникам. Оплачивает ему покупку собственности, членство в специальных клубах и т.д. Такие политики начинают сильно давить на общественное мнение в пользу России, используя хорошо подобранные и прагматичные аргументы. К примеру, что Россия – это выгодный партнер, располагающий мощными инвестиционными ресурсами и перспективным рынком для сбыта продукции национального бизнеса. А потому иногда нужно отказываться от собственных интересов… в пользу России.

Четвертый инструмент экспансии: скупка профессиональных лоббистских групп, существующих при национальных правительствах и общеевропейских структур управления. Задача этих лобби-групп находить уязвимые места политиков и давить на эти места. А также работать с политическими партиями. На легальной, разумеется, основе, организовывая для них семинары, лекции и ознакомительные поездки по «российской тематике».

Пятый инструмент: покупка мощных мировых PR-агентств, с которыми подписываются вполне легальные контракты. Эти агентства старательно насыщают национальные медиапространства мощными пророссийскими информационными поводами, формируют пророссийские комментаторские группы и активно воздействуют на общественное мнение. Но львиная доля финансирования (часто – в кэше) приходится на оплату специфических проектов – размещения в национальных медиа негативных материалов о «врагах России», о «нежелательности поддержки любых антироссийских политических групп».

Шестой инструмент (наиболее активно использовался в течение последних двух лет): прямая скупка российскими олигархами промышленных и медийных активов в странах Европы. Все эти шесть технологий блестяще себя зарекомендовали, и потому не следует удивляться, что сегодня почти во всех восточно-европейских государствах уже сформировано мощное и консолидированное пророссийское лобби. Такое же лобби имеется в правительствах ряда западноевропейских стран – в тех же Германии и Франции. Правда, сбои все равно случаются. Варшава, чье правительство Туска долгое время убеждало всех в перспективности доверительных отношений с командой Путина, на днях тоже присоединилось к параду исков. Поляков, наконец-то, удивил тот факт, что они платят «русским друзьям», на 20 процентов больше, чем немцы за сопоставимые объемы газа.

Судя по всему, время локальных переделов сырьевых и потребительских рынков, концентрации капиталов в руках представителей «новой волны управленцев» прошло и сейчас в России активно разрабатывается три больших проекта. Первый: региональное доминирование. Регион – Восточная Европа. Кремль считает, что только контролируя восточно-европейские правительства, а также правительства Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Грузии и Украины, можно рассчитывать на восстановление серьезного внешнеполитического потенциала.

Второй проект не менее амбициозен: стабилизация нынешней системы власти. Т.е. окончательная стерилизация российской политики и вытеснение из нее всех альтернативных точек зрения. И последующее закрепление механизма «условно-наследственной» передачи власти в пределах одного клана (что впервые было сделано при передаче президентских полномочий от Путина к Медведеву). Теперь Медведев вернул должность. Очень даже красноречивая ситуация. По сути, в России уже реализован проект несменяемости верховной власти.

Третий проект: реанимация шовинистической идеологии в современных трактовках. Но все эти проекты – всего лишь подпорки одной базовой идеи. Путин надеется восстановить миф о «Великой России», равной США.

Однако стоит учитывать, что вся внутренняя стабильность российской политики и российского общественного мнения зиждилась только лишь на высоких нефтяных тарифах, накопленных многомиллиардных валютных резервах и… постоянном провоцировании мировых террористических рисков. А ведь все это не очень надежный фундамент для построения стабильного и предсказуемого режима. Нестабильная Россия в свою очередь очень опасный партнер для любых иных правительств и государств. Даже несмотря на то, что за лояльность к себе она платит очень хорошие деньги. Впрочем, сама Россия уже не может сменить свои базовые установки, и потому будет по-прежнему покупать/коррумпировать /запугивать элиты восточноевропейских стран, пока не сломает их окончательно. Что, кстати, в ряде стран, уже произошло.

У России все еще много свободных денег, а еще ей хватает цинизма использовать на самом высоком уровне жестокие технологии воздействия на конкретных людей. Так называемая концепция «скрытого силового давления» предполагает использование компромата, уничтожение личной и профессиональной репутации, ложные обвинения, информационное уничтожение, запугивание членов семьи, вовлечение в криминальный бизнес и т.д. Все это сегодня применяется, в том числе и в Литве по отношению к целому ряду высокопоставленных политиков и вынуждает их негласно принимать правила игры, предложенные россиянами.

Все это нужно хорошо понимать, прежде чем в очередной раз садиться за стол переговоров с россиянами. Газ – только повод. Речь ведь идет о совсем иных материях…