Армения и Азербайджан близки к миру?

Мирный проект для Карабаха будет очень дорогостоящим политическим вложением для Москвы и Вашингтона и станет большим финансовым бременем для Азербайджана. Тем не менее его возможно начать осуществлять уже сегодня.

17—18 июля Алматы предстоит принимать саммит глав МИД ОБСЕ. Вероятно, это символическая вершина мероприятий, связанных с периодом председательства Казахстана в этой организации, — оно подходит к концу. Хотя еще в преддверии казахской каденции официальные лица стремились внушить оптимизм относительно проведения «большого» десятилетнего саммита ОБСЕ (последний проводился в 1999 году в Стамбуле), весьма ожидаемого события панъевропейского уровня. Однако и в малом формате в Алматы будет что обсудить.

Прежде всего, это ситуация в Кыргызстане и возможное участие полицейских сил ОБСЕ в нормализации обстановки на юге страны в преддверии и во время проведения референдума. Вторая тема — из разряда «перманентно ожидаемых» сенсаций. Речь идет о возможности подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном, порядка двадцати лет воюющим за Карабах и семь районов вокруг.

В отличие от проблем грузино-абхазского конфликта, где Россия и США играют, скорее, друг с другом, в карабахском процессе они ведут игру как нейтрально заинтересованные посредники. Поэтому здесь возможны любые варианты: от самых благоприятных для перспективы развития армяно-азербайджанского мира до крайне негативных. Большая часть ответственности лежит на Ереване и Баку.

Недавно произошло два знаменательных события. Совместное заявление, сделанное Медведевым, Обамой и Саркози в ходе саммита G8. В нем президенты, по существу, изложили то, как они видят план позитивного урегулирования карабахской проблемы мирным путем. Второе событие случилось на неделю ранее и совпало со встречей Саркисяна и Алиева на Петербургском саммите — жесткое боевое столкновение на линии разделения сторон. Погибли четверо армянских военнослужащих и один азербайджанский. Его можно интерпретировать как намек на военный сценарий эскалации в случае провала позитивного плана.

В заявлении саммита G8 четко обозначено, что необходимо возвращение оккупированных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха, затем — оформление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления. Среди обязательных мер — обеспечение коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом, а также обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания. Для этого, возможно, необходима организация гуманитарно-миротворческой миссии во главе со странами — председателями МГ ОБСЕ.

Наконец, отмечена необходимость определения будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем референдума. В Баку с оптимизмом восприняли этот документ, даже несмотря на то что в русском переводе текста выпало слово «оккупированные» территории. Главное, что показан маршрут выхода на подписание мирного договора.

В преддверии встречи глав МИД конфликтующих стран в Баку успели заявить, что основной темой переговоров станет механизм освобождения Кельбаджарского и Лачынского районов вокруг Карабаха. По словам главы МИД Азербайджана Мамедьярова, вопрос о возвращении остальных пяти районов уже решен и больше не обсуждается. Азербайджан не против референдума по статусу Карабаха в обозримой перспективе, однако вместе с армянами в нем должна участвовать и азербайджанская община Нагорного Карабаха, расселенная в качестве беженцев по территории Азербайджана.

Мамедьяров поделился весьма интересной информацией: оказывается, сегодня между сторонами обсуждается механизм создания специального комитета из представителей как Армении и Азербайджана, так и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который будет составлять вопросы бюллетеней референдума. Если данные заявления косвенно подтвердят в Ереване (возвращение двух районов и обсуждение референдума) — уже это может означать колоссальный прорыв в процессе мирного урегулирования.

Но, по всей вероятности, эти заявления пока лишь остаются благими надеждами и проявлением оптимистичной дипломатической риторики. Из Еревана пришел сигнал с ответными требованиями. Представитель МИД Армении заявил, что Ереван настаивает на участии представителей Карабаха в переговорах с Баку. Заметим, что Баку не признает Карабах как строну переговоров. В то же время для Еревана участие представителей Степанакерта в переговорах станет признаком прогресса. По этому пункту, весьма вероятно, потребуются дальнейшие компромиссы со стороны Баку. Однако там не готовы пойти по пути придания статуса карабахской делегации, потому как это на символическом уровне изменит положение НК: Степанакерт тем самым как бы сделает небольшой шаг на пути к суверенному статусу.

Второе требование Еревана — гарантии безопасности НК. В случае передачи части оккупированных азербайджанских территорий назад возможно изменение военно-стратегического равновесия в зоне конфликта. В Ереване опасаются, что в Баку возникнет соблазн осуществить реванш на остальном спорном пространстве, вплоть до Карабаха. Однако трудно себе представить, что в Баку рискнут собственными руками оборвать столь выгодный мирный процесс в случае его реализации. Алиев совсем не похож на импульсивного Саакашвили.

Зная эти опасения, спонсоры урегулирования предлагают введение миротворческих сил в зону конфликта. Учитывая, что контингент, скорее всего, будет составлен из представителей РФ и США плюс еще одна или несколько стран, это, в свою очередь, может служить раздражающим моментом на более высоком региональном уровне — не понятно, как на это отреагируют Иран и Турция, у границ которых это происходит. Поэтому Ереван предпочитает говорить о количестве миротворцев и месте их размещения лишь после согласования вопросов статуса и гарантий безопасности Нагорного Карабаха. То есть получается замкнутый круг.

Межэтнический мир трудно достижим, но технологически возможен. Мирный проект для Карабаха будет дорогостоящим политическим вложением для Москвы и Вашингтона и станет большим финансовым бременем для Азербайджана. Инфраструктуру районов придется восстанавливать с нуля. Необходимо будет привлекать международных специалистов для создания среды безопасности при возвращении беженцев, создания условий общинного проживания. Возникнет много тонких нюансов, которые придется решать в отношении каждого километра, сельского поселения и крупных поселков на возвращаемых территориях вокруг Карабаха.

Тем не менее все это возможно начать осуществлять уже сегодня. Если стороны пойдут по пути практической демилитаризации районов вокруг Карабаха, появятся и первые плоды мирной жизни — сам этот факт создаст новые условия и для последующих политических переговоров о судьбе Карабаха.