«Никаких взаимоотношений между Россией и Грузией нет»

Эксперт оценил заявление Саакашвили о «готовности к переговорам» с Путиным

Еще не успели наблюдатели «переварить» субботнее заявление замглавы МИД Грузии Сергея Капанадзе о том, что очередной этап переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершился полным провалом, как тут же грузинский президент Михаил Саакашвили в интервью телекомпании «Рустави-2» заявил о готовности встретиться с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, который «официально возвращается в президентское кресло». Подобные слова и обещания грузинское руководство дает регулярно, чтобы, видимо, тема не забывалась и не теряла своей актуальности. Впрочем, дальше разговоров дело не продвигается. Грузия по-прежнему настаивает на выводе войск из Абхазии и Южной Осетии, однако Москва не собирается уступать в этом ключевом вопросе, а это значит, что переговоры не сдвигаются с мертвой точки.

Последнее заявление Саакашвили сделал после того, как президент Франции Николя Саркози призвал Россию и Грузию к прекращению противостояния и налаживанию отношений. По его словам, Франция намерена поддерживать территориальную целостность Грузии в рамках международно признанных границ. «Партнер и друг – вот чем должна быть Россия для Грузии. Грузинский и российский народы перенесли травму 70-летнего советского правления. Они боролись за то, чтобы стать хозяевами своей судьбы», – цитирует слова Саркози агентство «Новости – Грузия». При этом он обратил внимание на то, что Франция считает Россию также своим другом и стратегическим партнером.

Саакашвили не медлил с ответными речами и уже на следующий день выступил с ответным заявлением. «Я готов к встрече с Владимиром Путиным… Правда, он никуда не уходил, но раз уж официально возвращается, то я в любой момент готов к разговору с ним», – цитирует «Независимая газета» слова грузинского президента. При этом он подчеркнул, что встреча должна рассматриваться как «разговор лидеров двух равноправных наций», чтобы ни у кого не возникало мыслей о том, что переговоры – это «вынужденная мера, что нас приперли к стене, раздавили, подкупили, что из-под нас выбили почву».

В то же время Саакашвили достаточно агрессивно заявил, что у Путина не получится дестабилизировать ситуацию в стране. «Мы и не через такие вызовы проходили!», – сказал он. Он напомнил, что в 1921 году «Европа продала Грузию», однако это событие осталось в прошлом и, судя по всему, грузинская сторона уже простила своих обидчиков, раз уж Саркози пустили на территорию страны. Также Саакашвили отметил, что сложившаяся в настоящее время ситуация некомфортна для Москвы, т. к. США считают невозможным легализовать действия России. В завершение своего выступления грузинский президент в очередной раз потребовал у российских властей вывести танки и войска и решительно заявил, что грузины никогда не отдадут свои земли.

Как уже отмечалось выше, выступление Саакашвили кажется абсурдным и нелогичным, т. к. в тот же день было объявлено об очередном провале грузино-российских переговоров по поводу вступления в ВТО. «Переговоры завершены, и мы можем сказать, что они провалились, закончились безрезультатно», – цитирует РИА «Новости» слова Капанадзе. На этот раз он объяснил упорство грузинской стороны тем, что их не устраивает позиция России по торговле «внутри оккупированных территорий», под которыми подразумевались, как не трудно догадаться, Абхазия и Южная Осетия. На это глава российской делегации Максим Медведков ответил, что данное требование «не входит в сферу деятельности ВТО», и добавил, что основные вопросы по присоединению России к ВТО решены, за исключением разногласий с Грузией, остался лишь «ряд технических моментов», которые проходят согласование. Кроме того, Медведков подчеркнул, что уже не видит смысла продолжать переговоры, которые сводятся лишь к переливанию из пустого в порожнее.

Старший научный сотрудник Отдела Кавказа Института стран СНГ Руслан Харабуа прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU заявления Михаила Саакашвили о готовности встретиться с Владимиром Путиным:

– Визит Саркози в Грузию, в т. ч. в Армению и Азербайджан, – это один из аргументов, на который можно сослаться и сказать, что Грузия (Саакашвили в данном случае) проявила готовность встретиться с премьер-министром и провести очередной переговорный этап по поводу вступления России в ВТО. Я думаю, что Саркози дал некие гарантии грузинскому руководству относительно того, что в этом случае у них появится реальная возможность возвращения Абхазии и Южной Осетии.

Соответственно, Саакашвили понимает, что через полтора года предстоят выборы (хотя это – не выборы: он собирается быть премьер-министром, они Конституцию меняют), а значит, чтобы остаться у власти, он должен решить основную грузинскую проблему так, как им это представляется, – возвращением Абхазии и Южной Осетии. Значит, его шаг устремлен именно в этом направлении, а особого желания вовлекать Россию в ВТО, наверное, и нет. У них реально существует возможность, как им представляется, контролировать приграничную зону между Абхазией и Россией, между Южной Осетией и Россией. Это – то, чего они добиваются на первом этапе. Следующий этап – возврат территорий.

– Как Вы на сегодняшний день оцениваете грузино-российские отношения?

– А они есть? Мне кажется, таких отношений нет. Я не могу оценивать то, чего нет. Да, есть какие-то заявления с одной и другой стороны, какие-то попытки ввоза минеральной воды «Боржоми» и грузинских вин на территорию России, есть заявления главного санитарного врача России относительно разрешения. Но это, на самом деле, разговор ни о чем: никаких взаимоотношений между Россией и Грузией на данном этапе нет. Это – только попытки представителей обеих сторон заявить о каких-то несуществующих связях.