Политолог о евразийских планах Путина

Статья Владимира Путина для «Известий», в которой он обрисовал перспективы создания Евразийского союза, вызвала достаточно широкий резонанс в экспертных кругах.

Несмотря на то, что эту публикацию называют предвыборной, это верно лишь отчасти, и не в том смысле, который подразумевается, заявил в интервью порталу KM.ru политолог Михаил Ремизов.

«С электоральной точки зрения эта статья не оказывает никакого влияния на популярность Владимира Путина. Она важна скорее с репутационной точки зрения. Действующий премьер, возвращаясь в Кремль, должен обозначить какую-то историческую амбицию, с которой связано его дальнейшее пребывание у власти. Очередной этап его правления должен быть связан не просто с воспроизводством того, что уже есть, а с реализацией каких-то масштабных задач и намерений. Интеграционный евразийский проект как раз относится к числу таковых, тем более что он оказывается увязан с глобальной экономической ситуацией и глобальным финансовым кризисом, а также с тенденцией к формированию экономических макрорегионов и региональных блоков. Причем в современных условиях она является более значимой и сильной, чем собственно глобализация. Таким образом, статья обозначает некие амбиции Владимира Путина, возвращающегося в президентское кресло. С этой точки зрения она может рассматриваться как имеющая предвыборный характер. Что же касается дополнительной популярности премьера, то это вряд ли», — считает аналитик.

Другой контекст, в котором статья имеет значение, полагает эксперт, это отношения с партнерами по интеграции: «Интеграционный процесс не будет серьезно продвигаться, если он не будет целенаправленным. Стороны при этом должны исходить из некоего безусловного (хотя и ориентировочного) чертежа той конструкции, которую они хотят получить в конечном итоге. Эта конечная цель по определению является политической, а не только экономической. Нельзя сказать, что она обозначена предельно ясно и четко, тем не менее, просматривается стремление к формированию полноценного регионального блока — не только в экономическом, но и в политическом измерении. Само название «Евразийский союз» заимствовано из риторики президента Назарбаева, хотя в последнее время он говорит об этом значительно меньше. В этом также, безусловно, содержится аллюзия на Европейский союз. Поэтому статья Путина может рассматриваться и в контексте наших отношений с партнерами по интеграции».

«Ставя некую масштабную задачу, она вместе с тем призвана подтолкнуть стороны к решению более частных задач, т.е. тех, которые стоят сегодня, — отмечает политолог. — Одна из них — усиление наднациональных регулирующих и административных органов. В частности, речь идет о таможенной комиссии. Зачастую она не справляется с тем объемом задач, которые перед ней стоят. Поэтом стоит вопрос о таком расширении состава и функций наднациональных органов, которые делают их весомым политическим фактором. Очевидно, что со стороны национальных элит всегда существуют опасения по поводу возникновения сильных наднациональных органов. В то же время без их формирования уже реализованные интеграционные проекты могут испытывать значительные трудности. Чтобы двигаться по этому пути, Владимир Путин ставит более амбициозные задачи. Т.е. он говорит о большом, чтобы реализовать что-либо по принципу «здесь и сейчас». Как говорится, чтобы попасть в яблочко, всегда нужно целиться чуть выше».

Другой, вполне практический момент состоит в том, отмечает М.Ремизов, что продекларировано серьезное стремление к созданию валютного союза. «Это — следующий амбициозный этап экономической интеграции. Пока это остается во многом декларативной вещью. По сути, никто еще не обсуждал дорожную карту по продвижению к валютному союзу, однако статья Владимира Путина дает основания думать, что это может произойти. По крайней мере, подобное развитие событий находится в границах возможного. Россия не присягала на верность доллару.

К тому же создание евразийского валютного союза никак не подорвет глобальную резервную валюту, поскольку это — вопрос регионального значения. При этом вопрос достаточно важный: качество региональной экономической интеграции в значительной степени будет зависеть от того, удастся ли создать такую единую региональную валюту, более сильную, чем отдельно взятые национальные денежные единицы стран-участниц», — подчеркнул эксперт.

«Судя по целому ряду прямых и косвенных признаков, данная статья, помимо прочего, апеллирует к Киеву, пытаясь убедить украинское руководство в необходимости окончательно определиться с вектором своих внешнеполитических предпочтений. Я глубоко убежден, что состоятельность евразийского проекта в существенной степени зависит от того, удастся ли вовлечь в него Украину.

Это — вопрос исторической важности, не говоря о том, что Украина является очень емким рынком, обладает огромным человеческим, промышленным и ресурсным потенциалом. Самое главное, что это — цивилизационно, культурно и этнически близкое нам общество. Вот почему интеграция с Украиной должна быть важнейшим ориентиром и показателем состоятельности евразийского проекта. При этом понятно, что на данном этапе привлечение Украины маловероятно, но есть два условия, при выполнении которых это станет возможным. Первое — это демонстрация успешности интеграции, в частности, экономических достижений в рамках Таможенного союза и прежде всего России как его ядра. Таким образом, может возникнуть достаточно мощная экономическая гравитация, причем гравитация не сырьевого характера, поскольку сырьевая модель экономики влечет эгоистическую модель отношения с соседними государствами: она не способствует их вовлечению в общую орбиту экономических интересов.

Государства может объединить совместное высокотехнологичное производство и совместные инфраструктурные проекты, а не просто перекачку сырья на Запад. Последняя в политическом смысле только разделяет, что мы и наблюдаем на практике. Второе условие — искусная политическая работа с Украиной: внутренняя политическая реальность на Украине и умение влиять на эту реальность. При выполнении этих двух условий возможно вовлечение наших соседей в единое экономическое пространство и Таможенный союз. Покамест очевидно, что мы достаточно далеки от выполнения этих условий, поэтому задачей ближайшего времени является их выполнение, а не втаскивание Украины в Таможенный союз напрямую. Усиление попыток шантажа и открытого давления по этому вопросу может иметь обратный эффект», — заключил Михаил Ремизов.