Владимир Абаринов: Осло – новый позор

Присуждение Нобелевской премии мира президенту Либерии Эллен Джонсон-Сирлиф – очередной позор Норвежского Нобелевского комитета. Эта дама, прозванная «железной леди», снискала дурную славу своим беспардонным непотизмом и коррупционными скандалами с участием ее близких родственников.

В июне 2003 года либерийская Комиссия истины и примирения (созданная по образцу южноафриканского органа национального примирения) рекомендовала подвергнуть ее люстрации – запретить ей на 30 лет занимать государственные должности, поскольку в период вооруженного гражданского конфликта 1989 – 2003 годов она служила разным сторонам конфликта. Иными словами, проявила себя как беспринципная приспособленка.

Но под защиту ее взяла госсекретарь США Хиллари Клинтон, заявив, что Джонсон-Сирлиф – «состоявшийся лидер» и что Либерия под ее руководством идет «верной дорогой».

Джонсон-Сирлиф признала, что, будучи министром финансов в правительстве диктатора Сэмюэла Доу, она финансировала его врага Чарльза Тэйлора, но в свое оправдание заявила, что она тогда не знала «истинную сущность» Тэйлора, а когда узнала, то в стране не было «более страстного критика» Тэйлора, чем она. В январе этого года Верховный суд Либерии постановил, что запрет комиссии противоречит конституции.

Вступая в должность президента, Джонсон-Сирлиф обещала побороть коррупцию, но в итоге коррупция поборола ее. В прошлом году ее брат, министр внутренних дел Амбуллай Джонсон был снят со своего поста вследствие «исчезновения» средств, полученных в качестве международной помощи на цели развития. Сын Джонсон-Сирлиф Чарльз, финансовый директор Центрального банка Либерии, обвинялся в хищении миллиарда долларов, но выкрутился. Родственники и закадычные друзья президента управляют всем национальным богатством страны, от банков и алмазных копей до лесозаготовок и сельского хозяйства.

Не знать обо всем этом способен лишь тот, кто не хочет ничего знать. Именно таков председатель Норвежского Нобелевского комитета Торбьорн Ягланд. Его не смутил даже тот факт, что во вторник в Либерии президентские выборы, Джонсон-Сирлиф избирается на второй срок, и присуждение ей премии именно в этот момент – просто плевок в лицо либерийского народа.

«Мы не можем учитывать внутренние обстоятельства, — огрызнулся он на соответствующие вопросы. – Мы должны руководствоваться волей Альфреда Нобеля, которая гласит, что премия должна присуждаться лицу, которое больше всех сделало для мира во всем мире».

Что именно Эллен Джонсон-Сирлиф сделала для мира во всем мире – загадка.