Чего не надо бояться и к чему быть готовым, когда идешь заниматься балетом для взрослых?

Вернувшись этим летом из отпуска, первое, что я сделала — записалась на балет. Занятия любительским балетом были давним неосуществленным желанием — я искала себе школу балета еще до того, как увлеклась бегом, здоровым образом жизни и правильным питанием, вот этим вот всем. Но тогда не сложилось — хорошие школы были либо далеко, либо дороги (или лень моя была слишком сильна). Плюс страхи. А в чем туда идти? А вдруг я буду там самая кривая и корявая? Да, у меня был за плечами опыт балета в детстве — но с тех пор прошло много-много лет.
В этом году я осознала, что надо делать то, что хочется, не откладывая это в долгий ящик. Во-первых, а вдруг не понравится? -) Тогда можно плюнуть и переключиться на что-то другое. Во-вторых, а вдруг очень понравится? -) Тогда ведь в жизни появится что-то крутое!
Вот так в моей жизни и возникла «Балетомагия» — почти сразу, как только я сформулировала правильный запрос в космос. Удобно расположенная, с потрясающей атмосферой и преподавателями из Большого театра. Геннадий Янин, к которому хожу я и который здесь везде и далее  пытается сделать из меня не такую кривую девушку -) — заслуженный артист России, с 1995 года работает в Большом театре, руководил балетной труппой Большого, лауреат премии «Золотая маска» — и просто удивительно вдохновляющий преподаватель. Надо ли говорить, что я не вылезаю оттуда три дня в неделю? Я влюблена -)
Что я успела узнать там за месяц занятий?
ЧЕГО НЕ НАДО БОЯТЬСЯ, когда идешь на занятия балетом для взрослых?

1) Не надо бояться, что вы чего-то не знаете. Все эти «фуэте», «гран батман», «плие», «фондю», «жэтэ» — даже я не помню названий всех упражнений, а я закончила хореографическую школу -). Просто смотрим за преподавателем — и повторяем, что он показывает. Названия запомнятся позже — и даже если нет, они не влиют ни на что. Главное — правильность выполнения, она придет не сразу, а все ошибки вам подкорректируют.
2) Не надо бояться, что вы одна там будете самая толстая и неуклюжая. Ходят на занятия любительским балетом самые разные люди самой разной комплекции. Да, я какое-то время думала про одну из девушек у нас на уроках «ну ни фига себе она машет ногами» — но быстро поняла, что она профессиональная балерина, которая делает это два раза в день. Кто-то занимается дольше и потому уже меньше косячит, кто-то только начал. Но: все равно в зеркало все смотрят только на себя, а не на вас. Потому что а) людей вообще больше всего волнуют они сами и б) так можно проследить за правильностью выполнения тобой упражнений. Как там пыхтит коллега рядом — мало кого волнует, самому бы успеть за руками-ногами-головой уследить.
3) Не надо бояться, что вам не в чем заниматься. Когда приходишь в спортзал первый раз, то тоже обычно не в чем. Найдите что-то обтягивающее в гардеробе, чтобы видеть себя целиком (в обтягивающем удобнее) — или хотя бы просто легинсы и любую майку. Я бы советовала купить мягкие балетные тапочки (в «Балетомагии» можно купить на месте), так как в носках не все упражнения можно делать (может быть больно) — но на первый раз хватит и носков (а Геннадий Янин всегда предупреждает, что делать в носках не стоит).
20150814-balletomagia-0049
4) Не надо бояться, что вы недостаточно хороши для балета. «Плохая координация», «никакой растяжки», «я никогда не встану вывортно в первую позицию», «я не умею правильно садиться на шпагат» — придумать себе отговорок, чтобы что-нибудь не делать, даже когда хочется, можно массу. А можно пойти и попробовать. С нами на занятия в «Балетомагию» ходит даже здоровый такой юноша Родион, вовсе не балетный. А вы все еще сидите на диване и мечтаете? -)
 К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ
1) Сперва будет сложно соображать, куда руки, куда ноги, где голова. Да что там сперва — мне и месяц спустя сложно и я постоянно косячу. На первом занятии если ноги еще успевали что-то «сообразить», то руки были «в отключке», а голова вообще сама по себе. Потом я просто сказала себе, что сперва пойму, что надо делать ногами, а когда станет попроще, подумаю про все остальное. Но не то чтобы преподаватели поддерживали эту концепцию — они по-прежнему напоминают и про плечи, и про руки, и про голову каждый раз. Но это же не спорт высоких достижений, не можешь пока — значит, не можешь. Все приходит со временем. Сравнивайте себя только с собой же — но вчерашним.
2) Все дело в корпусе. Мышцы кора — пресса и спины — должны быть сильными и в тонусе. А если они не сильные и не в тонусе — то как раз укрепятся -). Делая ногами батман или жэте, надо помнить, что двигаются ноги, а попа и корпус должны оставаться в общем-то на месте. Но всех «болтает». И это нормально. Сейчас болтает сильно, потом чуть поменьше, а потом глядишь — и почти Майя Плисецкая -). И самое главное — именно благодаря этим мышцам появляется та самая знаменитая балетная осанка.
3) Эта самая балетная осанка будет сохраняться с вами еще какое-то время после занятий. Тут надо рассказать смешную историю: дело в том, что я долгое время была уверена, что у меня короткая шея. Хотелось, конечно, в детстве, наслушавшись про балерин, чтобы была лебединая, но — не судьба. И тут где-то на третьей неделе занятий, уже привыкнув плечи «убирать» вниз, лопатки уводить туда же и голову тянуть вверх и назад — я ее увидела. Свою шею. Она у меня есть и вполне даже ничего, надо только осанку улучшить, шею привыкнуть «уводить» назад (у меня, как у многих «компьютероманов», голова висит чуть вперед) и плечи на место возвращать (я заметила, что даже сплю, подняв плечи чуть не до ушей).
И вот с такой гордой шеей, и осанкой, и плечами, я хожу потом еще где-то сутки. Постепенно складываясь обратно в любимую форму «крючочек» — но кто говорил, что все будет сразу и легко? -)
4) Отсутствие растяжки — не беда, но место для приложения сил. Я пришла на занятия деревянная. Когда все брали стопу за пятку и выпрямляли так ногу (некоторые — под потолок), я только корчила рожи и смеялась.
Быстро поняла, что проблема у меня — с абсолютно нерастянутой задней поверхностью бедра и голени (спасибо Pro Trener за воспитание внимательного отношения к проблемам тела, кстати, я сразу увидела свои минусы), с негнущейся спиной и нездоровой шеей, которая не вертится даже на 180 градусов. А смотреть-то надо на себя в зеркало через плечо! А я — не могу -). Только если Геннадий подойдет и довернет мне голову до правильного положения сам. Но оказалось все не так грустно. Когда мне объяснили, что гнуть спину назад надо вслед за рукой, которая открывает лицо — сразу стало получаться лучше. А через две недели я даже перестала по этому поводу комплексовать. Шея потихоньку начала доворачиваться куда надо, хотя тут поле для работы непаханое просто.
Сложнее всего пока с растяжкой ног, так как ничего больнее из занятий на Земле я просто не знаю. Нужны отдельные занятия по растяжке и иногда я до них дохожу, часто вспоминая Машу и ее, как я теперь понимаю, героизм. Там же, кстати, и выворотность развивается.
5) Вы будете много потеть. Я выхожу с занятий порой прямо мокрая и начинаю думать, что при таких частых стирках мне нужен не один балетный купальник. Но что интересно — при этом по ощущениям занятия функциональным тренингом в Pro Trener казались более сильной нагрузкой. И уставала я значительнее. То есть балет вроде бы кажется легче, хотя по факту основательно нагружает все тело. Плюс преподаватели в «Балетомагии» внимательно следят, кому сколько можно -).
(Но все равно — после первых занятий у меня болело все. Наученная опытом, я не шла через день еще раз, а давала себе отдохнуть и восстановиться и перекраивала график. Зато теперь втянулась и хочется еще -) В общем — будьте к себе внимательны!)
6) У вас — потом — будут очень красивые ноги. У меня уже через месяц обозначились красивые икры и бедра стали не таким «желе». Но хочется, чтобы было еще лучше -)
А еще в какой-то момент, например, стоя в метро, вдруг понимаешь, что очень так выворотно стоишь. Не в первой позиции, но где-то на пути к ней. А в голове еще при этом такое красивое «та-ра-рам-пам-пам, та-ра-рам-пам-пам» ;).
7) Вам непременно захочется красивый балетный купальник, и трико, и юбочку, и не одни -). Вы будете надевать их и любоваться собой в зеркале, даже когда ну очень коряво получается. Балет в этом плане — очень самолюбовательный вид занятий -). А Геннадий будет искрить юмором и рассказывать истории из закулисной жизни Большого театра, или делать экскурсы в историю балета, пока вы переводите дух между прыжками и арабесками, поглядывая на себя у станка в зеркале.
20150814-balletomagia-0292
8) Вы будете улыбаясь, выходить с занятия, снова на крыльях. Конечно, за всех сказать не могу, но лично я просто лечу потом по Тверскому бульвару. В результате меня предлагают то подвезти, то рассказывают, как я хорошо выгляжу (без макияжа-то и с мокрыми волосами). «Так вот зачем ты на балет-то ходишь!», — сказала тут наша Карина -)). Но нет. Просто ощущение, что ты занимался чем-то невероятно красивым и очень женским, пропитывает тебя постепенно до кончиков пальцев. И это тебя меняет!
Улетааааю -)
Мы поговорили с Геннадием Яниным о том, как начать заниматься балетом.
— Кто вообще ходит на балет для взрослых?
— Я не так давно стал заниматься преподаваним балета на любительском уровне, всю жизнь посвятил профессиональному. Для меня откровением стало, как много девушек хотят заниматься именно балетом. У кого-то это несбывшаяся мечта детства, у кого-то тяга, которая не была раскрыта, кто-то занимался в детстве, потом сделал паузу, но понял, что хочется еще. Я бы сказал, что совсем с нуля заниматься приходят процентов 70%.
— Насколько сложно новичку влиться в занятия?
— Я сейчас немного поменял тактику. Когда только начинал преподавать, то сразу задавливал теорией, правильностью. Сейчас я даю освоиться, понять, где руки, где ноги, потому что никто ведь не собирается крутить 32 фуэте на пуантах в Большом театре. В общем, сначала люди входят в это трансцедентальное состояние, потом я уже начинаю что-то у них выправлять, помогать им.
— Сколько это занимает времени?
— Те, кто раньше занимался балетом, быстро входят в форму, за месяц-два. Совсем с нуля — три месяца, и я начинаю с ними репетировать какую-нибудь вариацию из балета.
— Можно ли привести себя в форму, если есть лишний вес, за счет балета?
— Я считаю, лишний вес не сбрасывается чем-то одним. Его убирают нагрузкой и диетой, ничего нового тут не скажу. Причем они нужны вместе. Конечно, наши занятия можно рассматривать в некоторой степени как некий фитнес. Но для людей более утонченных, которым скучно в фитнес-клубах под умца-умца с бодибаром ходить.
— То есть балет — про красоту движения?
— Да. Плюс я строю свои занятия с рассказами — я же очень много знаю театральных историй, давно служу в театре, веду на телевидении программу.
— Сколько раз в неделю стоит заниматься, если настроен серьезно?
— Меньше двух раз в неделю — не имеет смысла, только если просто для души.
— Какие бонусы дает балет?
— Я всегда говорю, что вы будете иметь несколько очков вперед перед вашими сгорбившимися подругами. Балетная осанка даже в толпе отличает, выделяет девушку. И возраст — он ведь виден не в лице, а в спине. Чем дольше сохраняется спина в расправленном состоянии, тем больше фигура кажется молодой. Можно натянуть себе все, что угодно на лице, хоть до состояния воздушного шарика, но если не будет осанки и походки, это сразу убирает очки.
— За счет чего приобретается балетная осанка?
— Укрепляются мышцы спины и пресса на занятиях. Я всегда говорю о том, что не могут работать только ноги и только руки. В балете должно быть все — и пресс и спина в первую очередь. Конечно, занимаясь с детства, это проще удержать. Но даже если я поселил мысль о том, что надо держать спину, это уже хорошо.
— Есть ли у балета для взрослых минусы?
— Скорее тут моя задача — сделать так, чтобы люди, для которых балет не является профессией, не травмировались. Распределять нагрузку правильно, не загнать, понять, когда пора закончить. Многим ведь хочется еще и еще — а я вижу, что ноги не работают уже, пора заканчивать.
Потом, занималась у меня как-то и девушка глубоко беременная, на шестом месяце. Она не убивалась, не скакала, но мы очень четко контролировали нагрузку.
Вообще я всегда спрашиваю, у кого какие травмы и слежу за этим на занятиях, напоминаю, что делать не стоит.
— А в какой момент можно встать на пуанты?
— Когда вы чувствуете, что стоите на одной ноге и голеностоп не трясется. Это опасный момент, потому что сами стопы не стоят на пуантах, их надо держать голеностопом. И он для этого должен быть хорошо укреплен. В какой момент — зависит от желания. Многие к этому не стремятся, им достаточно танцевать в мягкой обуви. Если же желание есть, потихоньку, индивидуально, со специальными укрепляющими упражнениями начинаем это делать.
— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие? Не следят за осанкой?
— Да. В занятиях классическим балетом важно, чтобы все тело было в тонусе. К этому далеко не все и не сразу приходят. Все обращают внимание сначала на ноги, либо ты говоришь «руки» — ноги отключаются, голова и спина не работают. Поэтому на занятии я не затыкаюсь ни на секунду, все время говорю и практически одно и то же — и сразу всем, и индивидуально, например, у кого локти повисли.
— Многие мне говорили — я хочу на балет, но я толстая, ничего не умею, стесняюсь.
— Я бы им сказал, что если есть желание, надо не стесняться и приходить. У нас абсолютно разный возрастной диапазон и подготовка. Сначала мы делили группы на начинающих и продвинутые, но новички довольно быстро догоняют. Так что просто надо прийти. Потому то жизнь коротка, если вы не решитесь, неизвестно, что будет завтра. Надо жить сегодняшним днем. И ничего не откладывать!