«Следователи потеряли мотивацию и совесть»

Следственные органы России в последнее время удивляют коррупционными скандалами, громкими провалами резонансных уголовных дел и детскими юридическими ошибками.

Арест старшего следователя по особо важным делам ГСУ ГУ Москвы Нелли Дмитриевой по подозрению в получении огромной взятки – лишь один эпизод из череды скандалов, сопровождающих работу российских следователей.

Последний такой рукотворный скандал, созданный, похоже, на потеху публике — уголовное обвинение банкира Лебедева за драку с девелопером Полонским в эфире телеканала НТВ. Утверждается, что это уголовное дело было возбуждено лично руководителем ГСУ СКР по Москве Вадимом Яковенко в связи «с большим общественным резонансом инцидента». Однако статья УК РФ 213-я (хулиганство), по которой возбуждено дело, предполагает наказание только за использование предметов в качестве оружия или за идеологические мотивы драки. «Действительно, иногда следователи возбуждают дела с заведомо завышенной квалификацией, чтобы иметь возможность расследовать их более тщательно, но это явно не тот случай. 213-я здесь невозможна, в лучшем случае возможна статья 116-я УК РФ (побои), но это статья частного обвинения, требуется заявление потерпевшего», — пояснил «Росбалту» офицер уголовного розыска ГУВД СПб Василий Виталев. Таким образом, скандальное дело по 213-й в принципе не сможет дойти до суда – оно изначально неверно квалифицировано и СК предстоит в ближайшие дни публично потерять лицо, оповестив об этом общественность.

Впрочем, за последний месяц можно отметить и несколько более громких провалов в работе СК. Так, коллегия присяжных оправдала подсудимых по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа». Обвинение было предъявлено командиру «Нерпы» Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту — старшине Дмитрию Гробову. Однако громкое дело, с большой помпой открытое следователями в 2008 году, осталось нераскрытым. Обвинив «стрелочников», следователи так и не ответили на главный вопрос — почему в системе пожаротушения подводной лодки оказался дешевый и ядовитый газ вместо дорогого и безопасного. Наблюдатели указывали на коррупцию как причину неверной комплектации подлодки, но следствие не потрудилось исследовать эту версию и закономерно проиграло в суде – 14 октября будет объявлен оправдательный приговорпо факту гибели 20 человек.

Не менее позорной выглядит история с преследованием СК сотрудников службы безопасности «Евросети», в отношении которых следователями было возбуждено уголовное дело. В обвинительном заключении обвиняемым всерьез выговаривалось за то, что фигуранты дела пытались предотвратить массовые хищения товаров компании. В итоге все обвиняемые были оправданы, а в сентябре этого года Мосгорсуд постановил выплатить им многомиллионные компенсации из бюджета страны – всего примерно 20 млн рублей. При этом следователи так и не понесли наказания, а за их некомпетентность придется расплачиваться налогоплательщикам.

Еще более скандальной выглядит история майора Игоря Матвеева, служащего во внутренних частях МВД на Дальнем Востоке, который прославился историей о собачьих консервах в солдатском рационе и мигрантах, нелегально работающих в воинской части. Факты, изложенные в видеообращении Матвеева, впоследствии подтвердились, и виновный в подлоге консервов начальник склада воинской части 3411 прапорщик Вячеслав Герцог был приговорен к штрафу в размере 90 тыс. рублей. Однако ранее Владивостокский гарнизонный военный суд вынес обвинительный приговор Матвееву, признав его виновным в избиении сослуживцев. Майор был осужден беспрецедентно строго — на 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, хотя ему вменялся всего один эпизод с подзатыльниками прапорщику и дежурному по КПП, причем поводом для акта насилия некоторыми СМИ называлось участие этих лиц в торговле наркотиками в части. Кроме свободы, Матвеев был лишен звания майора и права занимать государственные должности в течение трех лет. По мнению независимых наблюдателей, таким образом 304-й военный следственный отдел Следственного комитета РФ отомстил майору за разоблачение коррупционеров.

Для сравнения – недавно следователи Военного следственного управления СК по Северному флоту со скрипом довели до суда дело об убийстве сержанта Артема Харламова группой дагестанцев, которые в ходе бытовой ссоры сломали сержанту кадык и шею. Из пяти нападавших на Харламова лиц обвинение следователи предъявили лишь одному, некоему Эседулле Наврузбекову. Причем за жестокое убийство судья Заозерского гарнизонного военного суда назначил преступнику всего 3,5 года колонии общего режима, из которых тот отсидел менее двух месяцев и был переведен на родину, в Махачкалу, где, скорее всего, был освобожден. Напомним, «правдоруб» майор Матвеев за свои подзатыльники получил четыре года и сидит до сих пор.

Главную причину некомпетентности и ангажированности следователей специалисты видят в низком качестве образования сотрудников и неверной мотивации работы. «Я вижу, как в следователи сейчас толпами идут молодые люди, открыто рассказывающие о том, как они стимулировали персонал учебных заведений при поступлении в вузы и во время обучения. Как они будут «отбивать свои расходы», какой моралью будут руководствоваться?», — рассказал «Росбалту» офицер уголовного розыска ГУВД СПб Василий Виталев. По его мнению, поиск справедливости или восстановление законности для многих следователей новой формации уже не являются стимулом для работы. «Следователи потеряли здравую мотивацию и совесть. Идеологию заменили деньги или карьерные мотивации», — сокрушается офицер.

И действительно, согласно опубликованным в СМИ рейтингам взяток российских следователей, суммы в несколько миллионов долларов давно стали обыденными для этой структуры. Претензии есть даже к главе ведомства Александру Бастрыкину, который так и не смог убедительно откреститься от наличия у него риэлтерского бизнеса в Чехии.

Возможно, ситуацию с компетентностью и моралью изменят свежие президентские поправки сразу в несколько законов: «О прокуратуре», «О службе в таможенных органах», «О воинской обязанности и военной службе», «О Следственном комитете Российской Федерации», а также в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и в Положение о службе в органах внутренних дел РФ. Президент Дмитрий Медведев предложил Госдуме дополнить эти законы статьей «Увольнение в связи с утратой доверия», чтобы смог заработать механизм самоочистки этих структур от скомпрометировавших себя сотрудников.

Но закон и раньше позволял увольнять и привлекать к суду нерадивых следователей, однако на 19,5 тысяч работников СК таких происшествий случается всего 10-15 в год, что означает фактическое отсутствие работы службы собственной безопасности. Даже за прямое потакание бандитам в станице Кущевской местные следователи по распоряжению Бастрыкина всего лишь получили дисциплинарные взыскания, и лишь один следователь был осужден (на условный срок) за сокрытие преступлений. Стоит ли удивляться, что следователи у нас в стране ведут себя так непринужденно?