Турция как новая сила глобального порядка

Мировой баланс сил меняется – и не только тем путем , который обычно освещается в СМИ.

Невозможно более игнорировать очевидные показатели. Соединенные Штаты Америки, связанные своими неудачными «стратегическими» войнами и иными ужасами – финансовыми, производственными и природными – готовы взорваться и занять место рядом с Великобританией, Францией, Италией, Россией и Японией – бывшими колониальными империями, которые могут оказывать влияние на геополитику лишь через коалиции и экономическую силу. В ближайшее десятилетие Америка уже не сможет удерживать свои позиции суперсилы, внушающей страх и ужас, скорее, она уступит место поднимающимся государствам Востока.

Очевидно, что Китай станет такой силой, с которой придется считаться. Его могущество уже очевидно тогда, когда он приобретает американские облигации и африканские шахты. Стремление Китая к мировой гегемонии сдерживается внутренними вызовами и проблемами, которые требуют постоянного внимания. Равным образом и Индия, обладающая определенным экономическим влиянием, также не способна стать мировой политической силой.

На Ближнем Востоке, когда «арабская весна» уступила место осени и зиме, внимание, прежде всего, будет обращено на Иран и его сферу влияния. И только время сможет показать, окажется ли Тегеран в состоянии успешно использовать своего ключевого союзника в регионе – Сирию.

Еще один игрок, которого можно вполне реалистично рассматривать как новую силу глобального порядка, — это Турция. Специалисты признают ее важность как стратегического союзника, однако западные комментаторы сильно недооценивают сферу влияния Анкары, рассматривая ее лишь как самую дальнюю точку трансатлантического альянса западных сил.

Современная история показывает, что Турция может играть важную роль в геополитике. Ее население превышает 70 миллионов человек, а ВВП из расчета на душу населения составляет 13 тысяч долларов США в год. Она стала современным национальным государством, обладающим значительной силой. Турция и Бразилия были ключевыми странами, которые помогли найти компромиссное решение по иранской ядерной проблеме, которую западные силы не смогли и отказались решать. Кроме того, эта страна занимает важное место в двух региональных проектах – нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.

Западные страны оказались не в состоянии контролировать Турцию и манипулировать ей. Во время войны в Ираке Вашингтону так и не удалось заставить Анкару открыть северный фронт. Члены ЕС постоянно срывают попытки Турции получить статус полноправного члена этой европейской структуры. И правительство продолжает развивать свое сотрудничество с Востоком, не переставая работать с Западом. Представители высшей политической власти – президент Абдуллах Гюль, премьер-министр Рейджип Тайип Эрдоган и министр иностранных дел Ахмет Давутоглу – значительное время провели, пересекая мир, выполняя политические и экономические миссии на благо своей страны.

Они предложили ряд экономических союзов, например, последний- это свободная безвизовая зона торговли между государствами Леванта. На арабо-турецком форуме Давутоглу заметил: «Мы хотим, чтобы машина покинула Турцию и добралась до Марокко, не будучи остановленной ни на одном пограничном пункте». Такая позиция отражает вполне убедительную стратегию развития разных сфер влияния в мире. Это стало очевидно и во время визита Эрдогана в Ливию, когда та оказалась в руках антиправительственных сил.
Значение Турции стало более очевидным во время рейда сионистских коммандос на кораблях «Флотилии свободы» для Газы, во время которого были убиты 9 граждан этой страны. Анкара аккуратно, но настойчиво дала понять, что не позволить замять данный инцидент. Это политику она последовательно проводила вплоть до понижения уровня дипломатических отношений с «Израилем», когда тот отказался принести извинения. Скорость реакции Турции впечатляет: послы были отозваны, сформированы исполнительные комитеты, а решения приняты, в том числе, и обещание предоставить турецкий флот для эскорта будущих флотилий.

Анкара понимает, что решение палестино-«израильского» конфликта является принципиальным для сохранения стабильности в регионе, и, возможно, именно она является единственным честным и надежным посредником, поскольку Каир в значительной степени зависит от американской помощи. Связи Турции с Палестиной возникли еще до появления Османской империи и основываются на глубоких экономических, политических и культурных взаимоотношениях и общих интересах.

Исторически, даже после того как султан Селим мирным путем получил контроль над Аль-Кудсом от мамлюков в конце 16 в., политика Османской империи состояла в заботе и развитии палестинской экономики, а не исключительно сборе податей с иерусалимцев. Ту же самую заботу можно было наблюдать и пятьсот лет спустя на подписании соглашения о создании комитетов по политическим и экономическим связям и увеличении сотрудничества в сферах здравоохранения, образования, науки и культуры на конференции по взаимодействию и построению мер доверия в Азии (СICA).

Турция, однако, демонстрировала принципиальную позицию всякий раз, когда дело касалось палестинской проблемы, и один из последних примеров – выражение поддержки независимости во время визита премьера Эрдогана в Каир. Он даже заявил об обязанности признать Государства Палестина.

Маловероятно, что удастся добиться какого-либо прогресса в разрешении конфликта при нынешнем правительстве Натаняху. «Израильские» комментаторы продолжают представлять новую Турцию в качестве злобного агрессора. Однако совсем недавно Хьюго Поуп из издания «Гаарец» писал: «Политику Эрдогана на Ближнем Востоке сложно назвать «исламистской». Стабильность и процветание через свободную торговлю, экономическую интеграцию, политическую координацию выглядит более европейским вариантом по решению конфликта».

Это должно было бы заставить «израильтян» уважать сбалансированный подход Турции, равно как и ее желание использовать свое влияние как могущественной региональной страны. Несмотря на стратегические связи с «Израилем», которые будут продолжаться в обозримом будущем, Турция показала себя большим союзником палестинцев, нежели «израильтян». Способность выработать компромисс в нынешнем статус-кво, вероятней всего, будет исходить из Турции, нежели от любой другой стороны конфликта.

Пока эра империй и супердержав приходит к концу, появляется новая форма мирового господства. И тогда появится нация, которая станет принципиально важным игроком в сложных концентрических сферах влияния. Ясно, что Турция готова взять на себя такую роль и продолжит переделывать политическую карту мира в следующее десятилетие.