Путин немного не дотерпел

«Единая Россия» собирается, не дожидаясь выборов в Госдуму, официально объявить премьера кандидатом в президенты.

Владимир Путин, возможно, станет официальным кандидатом в президенты России еще до декабрьских выборов в Госдуму. Как заявил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, «на сегодняшний день мы исходим из того, что окончание съезда пройдет до выборов в Госдуму 4 декабря». Ранее планировалось, что вторая часть съезда «единоросов», на которой будет объявлено о выдвижении кандидата от правящей партии, пройдет после 4 декабря.

Напомним, первую часть съезда «единоросы» провели 23-24 сентября. На нем Дмитрий Медведев объявил, что не станет выдвигаться на второй срок и предложил баллотироваться в президенты Владимиру Путину. Премьер и лидер «Единой России» принял это предложение.

Почему Путин и «Единая Россия» не дотерпели до декабря, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: – Алексей Владимирович, в чем причина «допарламентского» официального выдвижения Путина?

– В партии власти нет уверенности. Она была бы, если бы Владимир Владимирович возглавил список «Единой России». Но во главе стоит Дмитрий Анатольевич. Поэтому некое ощущение нестабильности сказывается. «Единоросы» хотят, чтобы перед выборами был большой информационный повод, крупное политическое событие с участием Путина, на котором тот смог бы произнести духоподъемную речь, поддержать партию власти.

«Единая Россия» привыкла с 2007 года, что она полностью идентифицируется с Владимиром Путиным. Появление Медведева, да еще уходящего с поста президента, видимо, вызвало у «единороссов» опасения. И хотя проблем у них не предвидится, они хотят подстраховаться.

«СП»: – Одного выступления хватит, чтобы в головах электората Путин связался «Единой Россией»?

– В головах Путин особо с партией власти не разделялся. Потом, речью дело не ограничится. Изображение Путина будут, думаю, присутствовать на билбордах. Возможно, по телевизору покажут встречу президента с премьером, – формы поддержки здесь могут быть самые разнообразные.

«СП»: – Колебания – проводить съезд сейчас или нет – исходят от Путина?

– Думаю, колебания связаны с тем, что «единоросы» пытаются понять статистическую цифирь. Им важно, что будет с рейтингами. Сейчас ничего страшного не происходит, но вдруг в конце октября они упадут? На мой взгляд, если рейтинг «Единой России» будет держаться на высоком уровне, они еще подумают: стоит или нет проводить сейчас съезд. Но вот если в рейтинге случатся опасные колебания, если он упадет на пару пунктов – съезд будут проводить по-любому.

«СП»: – В целом, шансы «Единой России» понизились из-за того, что список возглавил Медведев?

– Шансы на что? Абсолютное большинство они получают без проблем, с нашей партийной системой – скудной, малочисленной, ограниченной. В этой системе «Единая Россия» уверенно получает большинство. Просто они привыкли, что большинство у них конституционное, что и 290-е, и 300-е места в списке проходные (с учетом, что большая часть «паровозов» в Госдуму не идут). Вот с этими привычками будут проблемы. Есть сомнение, что удастся повторить результат в 64%.

Насколько я понимаю, «Единая Россия» еще не определилась, какой результат для нее является приемлемым – 58%, 60%, 64%? Они в этой оценке будут исходить из рейтингов в конце октября.

«СП»: – Насколько судьба Медведева реально связана с результатами выборов?

– Она связана с тем, насколько он будет сильным премьером. Если Медведев проведет выборы очень удачно, его позиции усилятся – они не станут, конечно, такими, как у Путина, но будут сильными.

Потом, глава администрации президента Сергей Нарышкин прямо сказал, что Медведев может стать председателем «Единой России». На что Дмитрий Песков ответил, что такое возможно, но нужны некоторые условия, в том числе – успешное выступление на выборах.

Получается, если результат выборов, с точки зрения власти, будет хорошим, Медведев может формально получить те же регалии, которые сейчас есть у Путина. То есть, одновременно стать и премьером, и председателем партии власти. Но, конечно, ресурсы у него будут другие, поэтому полностью сдублировать Путина не выйдет.

Определять, успешно выступила партия или нет, будут на ходу. У нас вообще сейчас многое делается на ходу. В экстренном порядке меняется время проведения съезда «Единой России», экстренно создавался Народный фронт, импровизацией оказалось появление Медведева во главе списка… Исходя из логики, если «Единая Россия» получит результат, близкий к 60%, это будет уже неплохо.

Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

— Тот факт, что список «Единой России» возглавляет Дмитрий Медведев – который, как он сам признал, уступает по рейтингу Владимиру Путину – может создать партии определенные сложности. Поэтому, если провести съезд незадолго до выборов, и выдвинуть Путина в президенты, это дает необходимую идентификацию «ЕдРа» и образа Владимира Владимировича.

Это никак не связано с нынешним рейтингом «Единой России»: я считаю, он вполне нормальный. Большинство у них будет, вопрос только – конституционное или нет. На мой взгляд, скорее, не конституционное. Однако проблем я не вижу. Даже если у них будет 50% – это не трагедия, а вполне нормальный результат…

Путин просит «не нагнетать»

Пока «Единая Россия» решает пиар-задачу проекции на себя сияния лика Владимира Владимировича, сам будущий президент это сияние только усиливает. Так, он уверенно заявил, что не ждет второго экономического кризиса и просит «не нагнетать».

«Мы так не считаем, мы призываем не нагнетать. Я согласен с теми экспертами, которые считают, что мы находимся в стадии выхода из кризиса. Он (выход из кризиса) будет продолжительным, затяжным, но это будет подъем», – сказал Путин, выступая на пленарной сессии третьего инвестиционного форума «Россия зовет».

Россия в настоящее время лучше готова к кризисным явлениям в мировой экономике, чем в 2008 году, продолжил Путин.

«Сохраняется неуверенность в перспективах мировой экономики, нервозность инвесторов. И это все дает о себе знать и у нас в России. Мы видим это, прежде всего, по ситуации на отечественных фондовых площадках. Сразу скажу: к разным сценариям сейчас Россия, конечно, готова лучше, чем даже в 2008 году», – сказал Путин.

«В распоряжении правительства России и Банка России есть целый набор инструментов для реагирования на кризисные ситуации. Например, в августе мы оперативно поддержали ликвидность банковской системы», – напомнил Владимир Владимирович.

Все бы хорошо. Только «мы» в устах премьера до боли напомнило стиль другого авторитетного политика – Иосифа Виссарионовича Сталина. А заверения, что мы лучше всех в мире готовы к кризису, заставило вспомнить о «тихой гавани» ныне отставного Алексея Кудрина. Как говорят, эти слова – да Богу в уши…