Беларусь — Польша: диалог пока важнее

Проведение в Варшаве второго саммита «Восточного партнерства», по сути, должно было стать важнейшим событием председательства Польши в ЕС.

Ведь именно она явилась инициатором данной программы и была крайне заинтересована в ее реализации. В то же время усилия польского руководства по продвижению собственного видения состава участников белорусской делегации оказались безрезультатны. Процитированное польским агентством печати заявление премьер-министра страны Дональда Туска о том, что «необходим элементарный контакт с режимом – не для того, чтобы его простить, а для того, чтобы информация о том, что мы хотим делать в Беларуси, как можно скорее дошла до высокого уровня», не дошло до сознания европейских политиков.

А ведь Польша является главными воротами Европейского союза на Востоке, и именно ее мнение должно в первую очередь учитываться при принятии подобных решений. На возрастающую значимость Польши в этих вопросах указывает и постоянно увеличивающееся количество пунктов пропуска на белорусско-польской границе. Кстати, очередной – «Домачево» – был открыт накануне саммита. Согласно заявлению официальных лиц, это «позволит значительно разгрузить польское направление, будут ликвидированы очереди на границе».

Вот и возникает резонный вопрос: почему очереди на границе есть, а полноценного сотрудничества ни между Евросоюзом и Беларусью, ни между двумя соседними странами нет? И если с ЕС все и так понятно – им бы между собой сначала разобраться, то почему два государства, имевшие общую историю (все-таки в свое время объединились в Речь Посполитую, игравшую одну из ведущих ролей в политической и экономической жизни Европы), так и не смогли возродить былое величие, пусть и в статусе независимых государств? Ведь все предпосылки и возможности для этого есть. И если низкую активность на белорусско-польском направлении со стороны Минска можно как то объяснить – прежде всего, наличием неопределенности у белорусского руководства, к какому лагерю присоединиться: богатому на деньги и передовые технологии Западу или России, поставляющей дешевые энергоресурсы. То позиция Польши наводит на мысль об отсутствии в стране независимых, учитывающих национальные интересы политиков, способных воспользоваться сложившейся вокруг Республики Беларусь экономической и политической ситуацией. По сути их просто нет.

Не секрет, что в системе рыночных взаимоотношений между государствами любой интеграционный процесс – это, прежде всего, деньги. Тот кто платит, тот и заказывает музыку. И если соседи Беларуси – Польша и Россия – считают себя великими державами, они должны быть готовы платить за интеграцию. При этом на сегодняшний день преимущество явно не на польской стороне. Торгово-экономические отношения Беларуси и Польши пока не имеют определяющего значения для экономик двух стран. В 2010 году товарооборот был равен 1,9 млрд. долларов, а польские инвестиции в белорусскую экономику составили всего лишь 27,9 млн. долларов. Учитывая, что польский экспорт в 2010 году в целом составил 117,4 млрд. евро, вышеназванная сумма является каплей в море. До сих пор не удалось реализовать сторонам и инвестпроект по строительству Зельвенской угольной станции, стоимость которого оценивалась в 1,8-2 млрд. долларов. Среди партнеров Беларуси в торгово-экономической сфере Польша занимает лишь шестое место после России, Нидерландов, Украины, Великобритании и Латвии.

Аналогичная ситуация складывается и по вопросам взаимодействия в военной и военно-технической сферах. Несмотря на оптимистические заявления о возможном создании совместной системы безопасности воздушного пространства, сделанные в сентябре 2009 года, конкретных результатов по этому вопросу до сих пор не наблюдается. Особых сближений в военной сфере не произошло и после подписания в Польше в июне 2010 года главами польского и белорусского генеральных штабов официального протокола, касающегося оживления двухстороннего военного сотрудничества. Документом, среди прочего, предусматривается обмен опытом в области реформирования вооруженных сил, планирования и проведения военных учений.

Следует также отметить, что военное сотрудничество предусматривалось и программой Европейского союза «Восточное партнерство». Почему же не видно на этой сцене инициативных представителей польского военного руководства? Ведь понятно, что лучший способ обеспечить безопасность государства – это сотрудничать с соседями. Или польским генералам проще участвовать во внутриполитических играх, чем решать вопросы обеспечения военной безопасности государства?

А ведь имея политическую волю, можно было бы как минимум наладить тесную кооперацию между предприятиями военно-промышленного комплекса двух стран. В свою очередь, это способствовало бы их выходу и закреплению на лидирующих позициях среди стран Восточной Европы и государств СНГ в вопросах модернизации вооружения и военной техники, состоящей на вооружении еще со времен существования Советского Союза и Организации Варшавского договора. Однако сравнивая нынешнее состояние сотрудничества по этим направлениям между Беларусью, Польшей, а также Российской Федерацией, официальная Варшава опять оказывается не на высоте.

Нет согласия между двумя странами и в политической сфере. Начиная с девяностых годов прошлого столетия деятельность Польши в отношении Беларуси была направлена на решение одной сверхзадачи – достижение антироссийского исторического и геополитического реванша. Его конечным результатом должна стать переориентация Минска с восточного на западное направление и прочное втягивание Беларуси в сферу влияния Варшавы. Это вполне соответствует и пресловутой идее воссоздания Речи Посполитой «от моря до моря» в современной редакции. Логичным при этом было то, что Польша выступила одним из инициаторов по сути антироссийской программы Европейского союза «Восточное партнерство» и включения в нее Республики Беларусь. Однако необъяснимое здравым смыслом вмешательство во внутренние дела Беларуси под эгидой продвижения демократии и защиты польского национального меньшинства, привлечение внимания политической элиты Европейского союза к белорусскому вопросу фактически свели на нет достигнутые ранее успехи на этом направлении. Более того, такие действия Варшавы, наоборот, подталкивают Беларусь в объятия России.

Чего только стоит «забота» руководства Польши об этнических поляках, проживающих на территории Беларуси. Логичное и понятное желание объединить их под крышей единой организации, в рамках провозглашенной в 2006 году программы строительства Четвертой Речи Посполитой, предусматривающей глобальную консолидацию польской нации оказалось труднореализуемым. Своими импульсивными, зачастую ничем необоснованными действиями польское руководство добилось лишь раскола среди этнических поляков в Беларуси, и созданию двух фактически враждующих между собой союзов: одного, поддерживаемого правительством Польши, а другого – белорусским руководством.

Неоднозначна и ситуация вокруг распространения среди белорусских граждан с марта 2008 года т.н. «карты поляка». По своей сути эта хорошая идея, призванная защитить национальные интересы Польши, а также дающая возможность этническим полякам улучшить свое материальное положение, была дискредитирована. Учитывая то, что для ее получения необходимо стать активистом именно поддерживаемого Варшавой Союза поляков в Беларуси, все это привело к еще большему расколу. О какой консолидации тогда может идти речь?

Между тем, все, кто хоть раз побывал в Беларуси, отмечают прозападные настроения среди белорусских граждан. Для окончательного поворота в нужном направлении достаточно лишь незначительных усилий. Может, не имея нормальных отношений с Беларусью в торгово-экономической сфере, польским политикам следовало бы начать хотя бы с выстраивания политического диалога и налаживания взаимодействия в сфере обеспечения региональной и международной безопасности? Ведь любой здравомыслящий человек понимает, что даже незначительный позитивный шаг навстречу в сложившейся вокруг Республики Беларусь ситуации в перспективе способен дать солидные дивиденды.

Однако пока, к сожалению, в отношениях с Беларусью не видно ни адекватной польской политики, ни польских политиков готовых плодотворно работать на этом направлении. Кроме того, практическое взаимодействие на уровне правительств двух стран подменяется пустой риторикой. А ведь поданная сегодня рука дружбы и сотрудничества позволила бы в будущем иметь надежного союзника не только в рамках политики, проводимой Польшей на восточном направлении, но и в процессе выстраивания отношений с Россией. Любая же конфронтация, наоборот, приведет к еще большему укреплению позиций Москвы в Беларуси.