Виктор Янукович решил стать Леонидом Кучмой

Еще за несколько недель до президентских выборов Виктор Янукович недвусмысленно заявлял, что если он станет президентом, то будет добиваться расширения президентских полномочий. И вот сейчас, обжившись в президентском кресле и сколотив в Верховной раде «правящее большинство», он решил, что пора приступать к намеченному делу. В среду, 14 июля, депутаты Верховной рады из «правящего большинства» в числе 252 человек обратились в Конституционный суд Украины с требованием отменить как неконституционный закон о политической реформе, принятый 8 декабря 2004 года (он же – закон 2222-4). И, разумеется, Конституционный суд, в котором как раз в минувший понедельник стал председателем земляк Януковича Анатолий Головин, принял этот запрос к рассмотрению.

Теперь придется совершить небольшой экскурс в украинскую историю последних полутора десятилетий. Конституция 1996 года, которую буквально протолкнул тогдашний президент Украины Леонид Кучма, давала последнему самые широкие полномочия. Разномастная оппозиция, проводя впоследствии свои «антикучмистские» акции, регулярно поднимала вопрос, что президент имеет слишком уж много прав, и в этом отношении Конституцию необходимо подправить.

А в 2004 году второй срок полномочий Кучмы истек, а президентские выборы, как известно, переросли в знаменитую «оранжевую революцию». И в ходе этой революции уходящая власть решила протолкнуть «политическую реформу». В Конституцию были внесены поправки, существенно урезающие права президента и превращающие Украину в парламентско-президентскую республику. Президент лишился права предлагать кандидатуру премьер-министра или увольнять его, самостоятельно назначать и отправлять в отставку силовых министров, глав областных и районных администраций. Зато резко возрастала роль правящих коалиций в Верховной раде и утвержденных ими премьер-министров.

Понятно, что такой реформой уходящая власть пыталась ограничить возможность для сменяющей ее «оранжевой» команды самовластно править бал на Украине. «Оранжевым» же триумфаторам в то время было явно неудобно выступать, да еще публично, против изменений в Конституции, делающих высшую государственную власть более демократичной. Хотя, без сомнения, тот же Виктор Ющенко не единожды проклял тот день и час, когда его уговорили на «политическую реформу» декабря 2004 года.

При этом сам факт, что в 2004 году Рада изменила Основной закон с нарушением законодательных норм, известен всем на Украине и всерьез никем не оспаривается. Дело в том, что Конституция 1996 года дает подробное описание процедуры внесения в нее возможных изменений. Для этого Рада должна была дважды на двух сессиях проголосовать за закон о политреформе, причем во второй раз – двумя третями голосов. В промежутке между этими голосованиями законопроект должен был пройти экспертизу Конституционного суда. Но в период «оранжевой революции» украинскому парламенту было не до соблюдения юридических формальностей.

В декабре 2004 года в Раде существовал конституционный законопроект, одобренный КС, но депутаты внесли в него существенные изменения, и без обязательного повторного утверждения в Конституционном суде документ был принят в целом.

О возможности отмены «политической реформы» Ющенко пытался ставить вопрос чуть ли не на протяжении всего своего президентского срока. Но, на свою беду, Ющенко так никогда и не удавалось подчинить себе Конституционный суд, или хотя бы сделать его относительно лояльным.

Зато у Януковича с Конституционным судом отношения задались с самого начала его президентства. За этот непродолжительный период все решения Конституционного суда по политическим искам были приняты в пользу Виктора Федоровича, причем в необходимые ему сроки. Ну а теперь, когда КС возглавил донецкий земляк президента, отношения между этими ветвями власти, можно ожидать, станут еще более плодотворными.

Собственно говоря, соратники Виктора Януковича уже предпринимали попытку поправить Конституцию в направлении расширения прав своего патрона. Для этого они вознамерились внести поправки в закон о референдуме, позволяющие отменить эту «политическую реформу» через всенародное голосование. Но против этих поправок неожиданно выступили союзники Партии регионов по «правящей коалиции». Тогда-то в администрации Януковича решили действовать через запрос в Конституционный суд.

В поданном в среду обращении депутатов указывается на всем известные факты нарушения процедуры при принятии закона «о политической реформе», в связи с чем Конституционному суду предлагается признать этот закон изначально неконституционным. Подобных прецедентов в практике Конституционного суда достаточно. Он уже не раз отменял законы по процедурным мотивам, не анализируя их содержания. Скорее всего, КС и в этот раз примет точку зрения сторонников президента и объявит о неконституционности закона «четыре двойки».

Однако неясно, приведет ли это к автоматическому расширению полномочий Януковича. Интрига заключается в деталях будущего решения – объявит ли КС о том, что он моментально «воскрешает» Конституцию 1996 года, или же суд своим решением обяжет Раду пройти процедуру внесения изменений в Конституцию.

Первый путь проще, но он не отличается юридической чистотой. Многие украинские юристы-конституционалисты утверждают, что у КС нет полномочий менять Конституцию. «Отмена закона 2222 не означает автоматического изменения текста Конституции. Единственный легальный путь для этого – пройти процедуру двух голосований в парламенте, т. е. сделать так, как описано в Конституции», – рассуждают украинские юристы. На утверждении закона в парламенте после решения КС настаивает и спикер Владимир Литвин, обеспечивший подписи своих соратников под представлением в КС. «Последнее слово в любом случае должна сказать Рада», – заявил он.

Однако именно от Рады Виктор Федорович и может ждать разных сюрпризов – в т. ч. и от своих союзников по «правящей коалиции». Действительно, если они уже сорвали принятие поправок к закону о референдуме, то где гарантия, что то же самое не произойдет и по закону «о политической реформе»?