Крымский раздор

История Крыма повествует о том, что эта земля всегда считалась лакомым куском для многих охотников за геополитической добычей. Кто только не претендовал на этот солнечный полуостров с позапрошлого столетия: это и турки, и французы, и британцы, и фашистская Германия. После всех славных войн Россия, казалось бы, застолбила за собой право именовать Крым своим. Всесоюзная здравница принимала ежегодно по несколько миллионов туристов из разных Республик СССР и динамично развивалась. В принципе, и дела никому не было до того, что товарищ Хрущев в феврале 1954 года решил подарить Крымскую область Украинской ССР в силу «общности экономики и территориальной близости». Споры вокруг этого решения обнажились сразу же после распада Советского Союза. Однако нужно остановиться на подоплеке решения Никиты Хрущева.

Сегодня их уст многих аналитиков, не обремененных «мультикультурностью», можно услышать, что Хрущев сделал в свое время поистине ход конем. По их мнению, Хрущев решился на такую авантюру вовсе не от большой любви к Украине, а вследствие нависшей угрозы выплаты американской ассоциации «Джойнт» 20-ти миллиардов долларов контрибуции за то, что СССР нарушил обязательства по созданию на крымской земле крупной еврейской автономии. Согласно таким выкладкам Хрущев вывел Крым из состава РСФСР, тем самым лишив американцев возможности косвенно претендовать на полуостров посредством организации «Джойнт». Ведь УССР не может выполнять обязательства, которые давало еще в 20-х руководство СССР. Якобы, для реализации заселения Крыма сплошь евреями Сталин даже организовал депортацию крымских татар с черноморского полуострова.

Такая версия заслуживает внимания, но выглядит уж слишком красиво и даже детективно (по-бондовски). Во-первых, не умаляя достоинств Никиты Хрущева, стоит заметить, что к тому времени Еврейская АО уже существовала почти 20 лет (с мая 1934) на Дальнем Востоке. Во-вторых, зачем тогда Сталин выселял еще чеченцев с их исторических земель? Может быть, он хотел создать целых три (!) еврейских автономии: первую — со столицей в Биробиджане, вторую – в Симферополе, плюс еще третью – в Грозном. С трудом верится.

Но как бы там ни было, Крым в 1954 перешел под теплое крылышко Киева с легкого росчерка пера Никиты Хрущева. И вот наступили лихие девяностые. Крымчане поняли, что они остались без России, а, как известно, русскоговорящих жителей на полуострове – подавляющее большинство. С этого момента начались серьезные противоречия между населением Крыма и центральными украинскими властями. Дошло даже до того, что Киев в 1995 году принимает решение упразднить крымскую конституцию и президентство на полуострове. Фактически автономный статус Крыма был ликвидирован. Это спровоцировало всплески негодования со стороны жителей Крыма. На фоне разворачивающихся событий стали все активнее заявлять о себе и коренные народы полуострова Крым. В большей степени это можно сказать о крымских татарах, которые заявили о своих претензиях именно на татарскую автономию в составе черноморского полуострова.

Дело усугубилось тем, что нужно было делить Черноморский флот между Украиной и Россией. С 1997 года было принято решение о базировании в Севастополе сразу двух флотов. А если в городе стоит два флота, то вокруг них, по всем законам жанра, должен разгореться конфликт. Как мы знаем, конфликт разгорелся, да так, что во время российской операции против Грузии в 2008, негласными постановлениями Виктора Ющенко, корабли украинского черноморского флота пытались перекрыть выход в открытое море и обратный вход в бухту военным кораблям Черноморского флота России.

На территории полуострова стали появляться странные бетонные коробки неподалеку от берега моря. Таким образом, крымские татары пытались показать, кто должен хозяйничать на крымской земле. Случалось и случается так, что для сноса этих незаконных, по мнению властей, построек пригонялись бульдозеры, которые, под прикрытием ОМОНа и армейского спецназа, «зачищали» прибрежную территорию полуострова. Это вызывало бурю негодования среди татарских общин, которые никак не могли получить достаточного количества мест в Крымском парламенте. Их «Меджлис», не являясь легитимным в Крыму, по сути, выступал и пока выступает лишь «потешным» крымско-татарским органом власти.

Но наступили времена, когда к конфликту в Крыму добавилась еще одна сторона. Это крымские казаки, которые решили, что они-то уж точно имеют право на частную собственность на землю в Крыму. Завязалась многосторонняя рукопашная между татарами, казаками и милицией. Местами это напоминало бои без правил для утехи телезрителей, но, на самом деле, страсти горели вовсе не шуточные. Тут еще не стоит забывать о том, что во времена 90-х во власть успели прорваться и «оттяпать» себе лакомые кусочки земли и недвижимости криминальные авторитеты. Этим людям, в принципе, все равно, кому будет принадлежать власть в Крыму. За время, прошедшее с момента их «оседания» на территории Автономии, они успели обрасти целой коррупционной сетью, которая явно не даст добраться до этих людей ни милиции, ни татарским общинам, ни казакам – новоявленным хозяевам земли причерноморской.

В итоге сегодня стоит признать, что вследствие непрекращающихся схваток за собственность и властные споры потенциал Крыма остается нереализованным. В Крым не едут отдыхать жители западных иностранных государств, понемногу стареет и ветшает инфраструктура, уровень сервиса остается неадекватным запрашиваемым ценам. В общем, Крым остается землей раздора и по сей день.